В творческом наследии А.С. Голубкиной есть три небольших этюда, изображающих идущую фигуру. Этюд в скульптуре – своего рода набросок небольшого размера будущего произведения, обычно вылепленный из глины. Самое важное при лепке идущей фигуры всегда – передать движение, характер шага, состояние всей фигуры во время ходьбы. Эта же задача была поставлена Анной Голубкиной при создании этюда «Идущая женщина». Как скульптор подходила к ее решению, можно узнать из книги Голубкиной «Несколько слов о ремесле скульптора» – своеобразном напутствии начинающим заниматься искусством. Вот что пишет мастер: «Накладывая глину, надо как можно шире взять движение». И продолжает: «Сделать движение слишком сильным нет опасности, потому что работы в смысле передачи движения всегда страдают от недостатка и неполноты его, а не наоборот».
«Идущая женщина» близка по исполнению к этюду
«Идущий человек» (1903, Третьяковская галерея): у них схожая композиция, та же пастозная лепка. Небольшая мужская фигура впоследствии преобразилась в двухметровую скульптуру с тем же названием – «Идущий человек» (1903, Третьяковская галерея), одно из программных творений А.С. Голубкиной в гипсовом и бронзовом отливах. А вот работа над «Идущей женщиной» пошла в ином, чем было задумано первоначально, направлении.
У смотрящего на этюд может возникнуть вопрос, почему девушка так неловко наклонила голову? Ответить на него поможет старая фотография с изображением комнаты в доме семьи Голубкиных в Зарайске. На ней запечатлена печь с декоративной композицией из двух кариатид, поддерживающих широкую полку. Одна из них изображена идущей. Скорее всего, «Идущая женщина» тоже задумывалась как кариатида, и когда Голубкина выполняла натурный этюд, она, возможно, уже предполагала, какую позу примет модель, если у нее на плече расположить груз.
Первоначально кариатидой называли статую, которая в качестве опоры несла горизонтальные части конструкции. В Древней Греции это была женская задрапированная фигура. Анна Голубкина кариатидами делала, например, фигуры сидящих у костра первобытных людей в камине «Огонь» (1900) или мощные фигуры духов леса в композиции «Кариатиды» (1911, все – Третьяковская галерея).
В 1986 году фонды мемориального музея вошли в состав Третьяковской галереи.