В творчестве Анны Голубкиной сохранилось мало ученических работ из-за того, что не так часто они переводились в гипс. Одно из дошедших до наших дней произведений, исполненных в
Московском училище живописи ваяния и зодчества, – барельеф «Письмо». Подруга Голубкиной по училищу Елена Дмитриевна Россинская (1874–1971) вспоминала: «В первый раз я увидела работу Анны Семёновны на ученической выставке 1894 года. Это был барельеф, изображавший молодую девушку, почти девочку, страстным энергичным движением старавшуюся вырвать смятое письмо из рук пожилой полной женщины, отклонившейся назад и употребляющей все усилия, чтобы в свою очередь вырвать его из рук девушки». Рельеф действительно похож на запечатленную театральную сценку или иллюстрацию к роману с тайной интригой.
Несмотря на ученический характер рельефа, в нем уже чувствуется своеобразие пластического языка автора, выраженное в динамике и общей экспрессии фигур. Центр композиции – рука молоденькой, небольшого роста девушки, которая судорожно пытается заполучить обратно свое письмо. Немолодая, полная и неприятная женщина смеется, отстраняя найденную весточку, жаждет узнать чужие тайны. При восприятии рельефа у зрителя возникает чувство, что время замирает, письмо вот-вот будет прочитано, личное пространство нарушено.
Сюжетные работы не свойственны Голубкиной, но, очевидно, произведение понравилось автору и ее учителям – оно было переведено в гипс, а после в бронзу. Сюжетные сцены, очевидно, скульптора не вдохновляли и произведений, похожих на барельеф «Письмо», она больше не создавала. Другое дело сам тип скульптуры – рельеф. В дальнейшем Голубкина выполнила немало рельефных изображений –
«Лошади», ваза
«Туман» (1899, обе – Третьяковская галерея), «Пловец» (1903, портал Московского Художественного театра).