Единственным документальным свидетельством о том, что Анна Голубкина приехала в Крым весной 1910 года, являются воспоминания художницы Александры Хотяинцевой. Однако крымское увлечение скульптора акварельными зарисовками растений не менее важное доказательство. Более того, многие листы точно указывают на месяц, в котором Анна Семёновна пребывала в любимом ею Мисхоре в гостях у подруги.
Лист с изображением ветки магонии первоначально вводит в заблуждение своими буро-красными крупными кожистыми листьями, которые обретают такой цвет к зиме. Но ярко-желтые цветы – мелкие, собранные в пышные шапки-метелки на концах веток, едва распускаются, что явно указывает на время зарисовки: самое начало апреля, когда еще этот вечнозеленый кустарник не сменил окраску листьев, но уже готов встречать весну. Несомненно, Голубкину привлек не только необычный внешний вид растения, но и исходящий от цветов нежный и тонкий аромат, за который магонию прозвали также «ландышевым кустарником». Впрочем, есть и иные названия, данные ему за сравнение с цветом плодов темного винограда – «падубный виноград», и за сравнение с формой колючих листочков – «падубный барбарис».
Свое название растение получило в честь американского садовода ирландского происхождения Бернарда МакМагона (1775–1815), успешно занимавшегося акклиматизацией не только этого, но и других растений на восточном побережье США, привезенных с запада страны. В Крыму магония, долговечное растение, живущее до 70 лет, появилась уже в начале XIX века. Относящееся к семейству барбарисовых растение насчитывает пятьдесят видов, но Анна Голубкина изобразила ветку магонии падуболистной – одного из самых распространенных видов, листья которого напоминают листья другого растения – падуба. К концу лета на магонии созревают удлиненные кисло-сладкие, темно-синего цвета с сизым налетом плоды. На исторической родине растение активно использовалось и для окраски тканей, и как лекарственное и пищевое. Но, прежде всего, это декоративный куст, из нарядных веток которого в южных районах плетут венки на Новый год.
Прощаясь с Крымом, Анна Голубкина, по воспоминаниям Хотяинцевой, увозила с собой около 200 листов собственного «ботанического атласа». Восхищаясь буйной и яркой южной природой, она, прежде всего, стремилась зарисовать цветущие растения, жалуясь подруге, что они «…слишком быстро зацветают…»
В 1976 году ликвидированный четверть века назад Государственный музей-мастерская А.С. Голубкиной вновь открыл двери посетителям. Лист с изображением ветки крымской сосны был приобретен у бывшего директора музея и племянницы скульптора Веры Николаевны Голубкиной вместе с другими акварельными работами. С 1986 года, когда музей-мастерская вошел в состав Государственной Третьяковской галереи, лист стал частью коллекции ведущего музея русского искусства.