Над темой «Весна в деревне» Петров-Водкин работал несколько лет, создал несколько вариантов. Представленный здесь акварельный эскиз – пожалуй, лучшее произведение серии. В этом графическом листе мастер демонстрирует редкое умение изобразительными средствами – колоритом, формой объемов, общей композицией листа – передать зрителю свое отношение к сюжету, характерам, ситуации.
Сочетание чистых, но приглушенных оттенков нежно-голубого, бледно-малинового, светло-зеленого цветов, объединенных охристыми оттенками деревянных деталей, настраивает зрителя на идиллию. Это настроение поддерживается построением форм, в частности гармоничной округлостью голов, ритмом движений. Серьезность в лице юноши, смущенная и как будто чуть лукавая улыбка девушки наполняют сцену эмоциональным содержанием.
Перед нами редкая в отечественном искусстве картина счастья, гармонии, любви, воплощенная в акварельном рисунке. В произведениях, подобных этому, Петрову-Водкину удается почти невозможное – сочетание достоверности в изображении бытовых деталей и ситуаций с идеализацией персонажей, создание особой окружающей их приподнятой атмосферы.