В собрании Третьяковской галереи хранится альбом в красном кожаном переплете с золотым тисненым орнаментом, с бронзовыми застежками по правому краю и бронзовыми украшениями на верхней крышке – в углах четыре розетки, в центре группа из трех амуров, один из которых держит щит с выгравированной монограммой «ОК». Это альбом Ореста Кипренского, выдающегося русского портретиста.
В альбоме находятся рисунки, исполненные художником в Петербурге, когда он на несколько лет вернулся на родину из Италии: портреты, композиции на библейские и мифологические сюжеты, аллегорические изображения.
На этом и трех соседних листах альбома – портрет знаменитой трагической актрисы Екатерины Семёновой в роли княгини Ольги, супруги князя Пожарского, в трагедии М.В. Крюковского «Пожарский». Пьеса, впервые представленная в 1807 году, имела громкий успех и много лет не сходила со сцены. В августе 1826 года она вновь была поставлена в Большом театре Санкт-Петербурга в честь коронации Николая I. Роль Ольги стала одной из последних ролей Семёновой, которыми она простилась с публикой.
По выражению А.С. Пушкина, «одаренная талантом, красотою, чувством живым и верным», Семёнова на каждом рисунке Кипренского предстает в новом образе. На этом листе изображено только ее вдохновенное лицо, ясный взгляд, гордый поворот головы. Портрет дает представление о ее игре, которую, как сказал поэт, отличало «благородство одушевленных движений». Актриса оставалась «царицей трагической сцены» и в финале своей артистической карьеры.
Художник был хорошо знаком с Екатериной Семёновой, гражданской женой князя И.А. Гагарина. В 1828 году, оставив сцену, она официально стала княгиней Гагариной. Кипренский часто бывал в их семье и не раз запечатлел сценический и домашний облик актрисы на страницах своего альбома.