Портрет торжковской крестьянки Христиньи
Около 1795
Размер - 24 x 19,4
Материал - картон на холсте
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.15178
Поступило из Музея иконописи и живописи им. И.С.Остроухова. 1929
Портрет торжковской крестьянки Христиньи выполнен в форме малоформатного портрета, который соединяет в себе черты миниатюры и традиционного камерного изображения. К нему обращается художник на раннем этапе своего творчества. Ранее в такой же форме был написан двойной портрет – «Лизынька и Дашинька» (1794). Крестьянка Христинья жила в доме друзей Боровиковского, Львовых, в качестве кормилицы их дочери, о чем сохранилась надпись на обратной стороне портрета.
Произведений на «крестьянский» сюжет у Боровиковского немного, но они являются программными для сентиментализма. К воспеванию нравственно чистого и цельного, простого, не затронутого цивилизацией, живущего на лоне сельской природы крестьянина обращался и писатель Николай Карамзин – глава русской школы сентиментализма, а также музыканты, поэты и драматурги конца XVIII столетия.
Воспринявший настроения и нравы львовско-державинского кружка – духовного и культурного центра того времени, Боровиковский идеализирует свою героиню. Портрет написан в духе пасторали, и, хотя он писался с натуры, Христинья выглядит не столько реальной крестьянкой, сколько воплощенной мечтой художника, последователя Карамзина, утверждавшего в повести «Бедная Лиза», ставшей «манифестом» русского сентиментализма, что «и крестьянки любить умеют!»
Христинья показана в нарядном национальном костюме, на фоне прозрачно-голубого неба и зеленоватого занавеса. Живописец любуется миловидным лицом с нежным румянцем и большими темными глазами, красочным нарядом: белой рубашкой, зеленым сарафаном, отороченным золотым позументом, малиновым кокошником. Колорит построен на ярких, но гармоничных цветовых сочетаниях. В живописи одежды и фона мерцают изумрудно-зеленые, сиренево-розовые, голубые и золотистые оттенки. Они придают изображению еще большую привлекательность, создавая впечатление поэтичности и изящества образа.
Интимное, лирическое восприятие живущего среди естественной сельской природы крестьянина найдет свое продолжение в искусстве начала XIX века и особенно ярко проявится в произведениях ученика Боровиковского – А.Г. Венецианова.