Васильев Федор (1850-1873)
После дождя
1867
Размер - 21,7 x 26,6
Материал - бумага на холсте
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.25363
Приобр. в 1940 у Ю.А.Бахрушина
Картина «После дождя» принадлежит к числу самых ранних, известных ныне работ Федора Васильева. Именно в этом, 1867 году он закончил учебу в Рисовальной школе Общества поощрения художников, которая стала единственным заведением, где он получил профессиональное художественное образование. Но живая восприимчивая натура художника активно впитывала в себя самое важное, что способствовало развитию его таланта.
Будничность и даже прозаичность петербургских улиц преображается под взглядом и кистью художника. Свободные мазки не скованы жестким рисунком, их бег подчиняется только руке и чувству художника. Несколько смещенная под углом композиция задает пейзажу определенный ритм. Он усиливается ощущением свободно гуляющего над городом ветра, что передается стелющимися дымами из труб и удлиненной формой облаков. Разбросанный ритм городской жизни подмечен художником в фигурах прохожих, едущей пролетке, раскачивающейся у стены дома люльки с рабочим. Пейзаж пронизан весенней влагой и свежестью, которые ощущаются в жидком замесе красочных мазков, свободно ложащихся на холст. Они не скованы жестким рисунком, и их бег подчиняется только руке и чувству художника. И в дальнейшем наиболее часто повторяющимися мотивами картин Васильева будет состояние природы после дождя, грозы или их ожидания, когда земля, деревья, небо живут интенсивной жизнью, и художник цветовыми соотношениями, выразительностью освещения стремится передать эти разнообразные живые состояния природы. Он тесно соприкасается в этом с эстетикой романтизма.
Васильев прожил слишком короткую жизнь, из-за тяжелой формы туберкулеза он вынужден был в 1871 году уехать из Петербурга в Крым, и никогда более не вернулся в родной город. Он хорошо знал и любил Петербург, тосковал от невозможности снова и снова пройти по его улицам, набережным, встретиться с друзьями. Не однажды художник писал петербургские пейзажи. Его не увлекали величественные городские панорамы или жанровые сцены. Художника манила жизнь города в состоянии рассветов, ночных или утренних освещений, рождающегося над Невой ветра. Васильев стал первым в русском искусстве пейзажистом, который обратился к Петербургу как к живому, переменчивому организму. Следующее за Васильевым поколение живописцев и графиков, в частности художники «Мира искусства», сделают Петербург основным героем своих поэтических произведений.