Мария Григорьевна Средина (1875–1947), актриса, переводчица, жена живописца, графика, исследователя русской культуры и публициста А.В. Средина (1872–1934); впоследствии, с 1911 года, была замужем за композитором А.Т. Гречаниновым (1864–1956).
А.С. Голубкина была дружна с семьей Срединых. В ее библиотеке сохранился журнал «Старые годы» за июль-сентябрь 1910 года со статьей Александра Валентиновича Средина об усадьбе Гончаровых «Полотняный завод» с дарственной надписью автора: «Дорогой Анне Семёновне на добрую память о вечерних беседах».
Художница не раз обращалась к образу М.Г. Срединой, глубоко чувствующей, одаренной и по-человечески обаятельной женщины. Мало кто из знакомых считал Марию Григорьевну красавицей, но в иные минуты ее словно озарял скрытый до времени свет, и всем становилось понятно ее своеобразное, но несомненное очарование. Второй по исполнению бюст вылеплен легкими, свободными мазками. Лишь намеком переданы детали костюма, все внимание обращено на лицо, обрамленное изящной волной волос, уложенных по моде того времени. Скульптор изобразила М.Г. Средину наедине с собой, размышляющей о чем-то или вспоминающей прошедшее. Улыбка скользит по губам, но взгляд печален и обращен в себя. Передать неоднозначность душевного состояния, неуловимость эмоций и вместе с тем то, что составляет суть человека, – вот что было основной задачей художницы.
Портретное творчество Голубкиной начала ХХ века близко к живописным портретам В.А. Серова (1865–1911), с которым художница была хорошо знакома. Именно он рекомендовал С.П. Дягилеву, организатору выставок общества «Мир искусства», пригласить Анну Голубкину экспонировать каминную группу «Огонь», что сразу сделало ее знаменитой. Она разделяла стремление живописца передать сложность душевного состава модели, мимолетные переходы настроения, угадать нюансы чувств. В этом оба мастера видели индивидуальность человека, то, что составляло для них главное содержание портрета. Вместе с тем, воплощая каждый раз неповторимое своеобразие моделей, Голубкина передавала то неуловимо общее, что было свойственно ее современникам. Поэт и художественный критик Максимилиан Волошин, знакомый со скульптором на протяжении всего творческого пути, еще при ее жизни отмечал, что искусство мастера «обрело почти портретное сходство с эпохой».
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. В 1952 году он был ликвидирован. Произведения скульптора были переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен и вновь распахнул двери перед зрителями.