Небольшой этюд девочки двух-трех лет А.С. Голубкина исполнила к одному из самых своих значительных произведений – «Спящие» (1912, мрамор, Государственный Русский музей). В композиции девочка – одна из трех персонажей. Она единственная рядом с двумя спящими женщинами не спит и зорко всматривается в мир, открывающийся перед ней. Композиция в мраморе «Спящие», несомненно, произведение символического звучания. Ее можно понимать как образ проснувшегося нового сознания, которое вбирает в себя богатое наследие прошлого.
В этюде внимательный и серьезный взгляд, переданный в головке девочки в работе «Спящие», еще не найден мастером. Очарование произведения в другом – в живости и непосредственности, с какой запечатлен малыш. Скульптор передает детскую настороженность, даже некоторую агрессию, скрывающую беззащитность и страх. Мир кажется ребенку таинственным и даже враждебным. Для создания скульптуры-символа Голубкина собирала натурные наблюдения в повседневности и преобразовывала их в обобщенные образы. Так поступила она и при поиске самого младшего персонажа – маленькой девочки. Запечатлев знакомого ребенка в нужном ей состоянии сосредоточенности, Голубкина усилила образ, очистила от случайных черт и включила в композицию, сделав его средоточием смысла.
«Голова девочки» – один из многих детских образов в творчестве Голубкиной:
«Митя» (1913) – пожалуй, самый пронзительный среди всех, портреты
«Санчета» (1905) и
«Девочка Поля. Лисичка» (1902, все – Третьяковская галерея), хорошо известны ваза
«Кочка» (1904) и композиция
«Пленники» (1908, там же) с изображением детских фигур. По мастерству и трепетности исполнения дети Анны Голубкиной они схожи с образами Валентина Серова, такими как «Дети» (1899),
«Мика Морозов» (1901, обе – Третьяковская галерея), что неудивительно – художники принадлежали к одному поколению единомышленников, экспонировали работы на одних выставках.
В 1932 году этюд был передан в дар государству родственниками А.С. Голубкиной и вошел в собрание мемориального музея-мастерской. После закрытия музея в 1952 году оказался в Русском музее. В 1976 году музей-мастерская А.С. Голубкиной был воссоздан, и произведение вернулось в студию в Лёвшинском переулке. В 1986 году фонды мемориального музея вошли в состав Третьяковской галереи.