Кипренский Орест (1782-1836)
Неизвестный художник
Портрет Адама Карловича Швальбе, отца художника
не позднее 1829
Размер - 77 x 63,4
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5809
Поступило из Государственного музейного фонда. 1924
Работа является повторением оригинала Кипренского (1804, Русский музей). На портрете изображен Адам Карлович Швальбе – крепостной помещика А.С. Дьяконова, (владельца мызы Нежинской Ораниенбаумского уезда Петербургской губернии). Швальбе женился на любовнице барина Анне Гавриловой и усыновил ее внебрачного сына Ореста.
Портрет Адама Швальбе считается одним из лучших работ Кипренского. Ранняя работа, датированная 1804 годом, написана на доске, без грунта. Золотистая фактура дерева включается в живопись полутонов. Художник работает широкой, мягкой кистью, достигая тонкого перелива теней и согласия в красках. По-рембрантовски сочно изображен умудренный жизнью, суровый, властный старик. На авторской копии, исполненной на холсте, более свободно трактованы волосы персонажа. На рентгенограмме портрета видна светотеневая моделировка лица, характерная для Кипренского. Однако шейный платок написан другой рукой.
В обоих портретах Швальбе плечи изображенного уходят за края картины, и создается впечатление, что старик еще более крепок и могуч. Подобный мотив развивается и в композиции за счет сдвига фигуры портретируемого к одному краю, так, что одно плечо словно скрывается за пределами рамы, а у другого края портрета появляется узкая полоска фона. Этим приемом вносился элемент неустойчивости и динамизма во всю структуру портретного образа.
В обоих портретах присутствует романтическая приподнятость в трактовке образа человека. Крепостной Швальбе наделен чертами незаурядного характера. Раб с задатками императора. Трость он сжимает в руке, как кадуцей (царский посох). Романтические герои редко согласны мириться со своим заурядным происхождением. Они все словно отмечены героической печатью.
Точная датировка повторения затруднительна: работа исполнена в промежутке между 1804 – годом создания оригинала – и моментом принесения копии в дар Императорской Академии художеств от неизвестного лица.