Голубкина Анна (1864-1927)
Птицы
1910
Размер - 40 x 30 x 26
Материал - гипс тонированный
Инвентарный номер - МГ СК-128
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной.1986
Небольшой этюд с изображением семи летящих птиц своим силуэтом напоминает несущееся по небу грозовое облако. У птиц человеческие лица, что сразу придает композиции иносказательное звучание, множественность прочтений и смыслов. Например, композицию «Птицы» можно рассматривать как олицетворение одной из стихий природы – воздуха. Среди произведений Голубкиной есть и другие ее проявления – «Огонь» (1900), «Земля» (1904), «Волна» (1909), «Тюлень» (1911, все – Третьяковская галерея) – сказочная дева-тюлень, показавшаяся из вод Белого моря, ставшая аллегорией морской стихии. «Птицы» дополняют этот аллегорический квартет. Но, возможно, что «Птицы» – это сказочные гуси-лебеди. В мифологическом мире Голубкиной существует целый ряд образов, созданных во второй половине 1910-х годов: «Лужица», изображающая лешего и русалку, «Кустики» (оба – 1908, Третьяковская галерея) – два сидящих на пригорке козлоногих жителя леса, задумчиво смотрящих вдаль.
Вместе с тем этюд мог быть замыслом большой композиции, в которой Голубкина объединила бы образы своих современников, создав коллективный портрет поколения. Метафора «поколение – стая птиц» известна в искусстве и используется до сих пор. Можно вспомнить стихи современного автора:
«Дорогое мое поколение,
Птицы шестидесятых небес...
Мы достоинство даже в падении
Никогда не теряли свое.
Дорогое мое поколение,
Я горжусь этим словом – мое!»
Сергей Дроботенко, 2016
Особенно знамениты пронзительные слова песни на стихи Расула Гамзатова о поколении участников Отечественной войны:
«Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле».
Среди произведений Голубкиной есть целый ряд таких, которые напоминают летящую птицу, и в их образный строй входит ощущение полета. Наиболее выразительные – «Нина» (1907), девушка, как стрела, пронзающая пространство, «Андрей Белый» (1907), весь вихрь и устремленность, «Нина Симонович-Ефимова» (1907), в поэтическом вдохновении словно воспаряющая над повседневностью. Тогда же Голубкина вырубила в мраморе скульптуру «Пленники» (1908, все – Третьяковская галерея). Ее героиня, молодая мать с маленькими детьми, старается вырваться из поглощающего ее массива камня и устремиться в свободный полет. Все перечисленные произведения близки по времени создания с «Птицами». Большая композиция с летящими птицами с ликами людей могла бы объединить такие и подобные им образы в единое целое.
В 1932 году этюд был передан в дар государству родственниками А.С. Голубкиной и вошел в собрание мемориального музея-мастерской. После закрытия музея в 1952 году оказался в Русском музее. В 1976 году музей-мастерская был воссоздан, и произведение вернулось в Москву. В 1986 году фонды мемориального музея вошли в состав Третьяковской галереи.