Небольшая портретная композиция построена как забавная жанровая сценка, происходящая где-то на задворках усадьбы. На фоне деревянной изгороди, опутанной зеленью, старший мальчик, оседлав смирного барашка, изображает наездника, а младшие дети сгрудились вокруг него, образуя компактную группу. Девочка подносит к мордочке домашнего питомца пучок травы, другая гладит его по спинке, а мальчик в красной кепке, надетой набекрень, держит в руке прутик, по-видимому изображая погонщика. Подобный прием группового портрета восходит к работам В.Л. Боровиковского, чьим учеником был Венецианов в молодости. Несмотря на явные затруднения художника в передаче ракурсов и пространственных планов, созданная Венециановым идиллическая картина ребяческих забав подкупает трогательной непосредственностью детских образов и тонким чувством цвета, присущим живописцу.
Художник начинал свой творческий путь с написания небольших портретов пастелью на заказ, часть из которых находится в собрании графики Третьяковской галереи. В дальнейшем он обращался к этому жанру, но преимущественно изображал своих родных и знакомых. В отчете Императорской академии художеств за 1833 год упоминалось произведение Венецианова под названием «Дети, играющие с барашком». Как «Семья князей Путятиных» картина приводится в каталоге выставки журнала «Старые годы» 1908 года.
Венецианов был близко знаком с семьей Путятиных, имение которых находилось по соседству, в Вышневолоцком уезде Тверской области, и писал портреты членов этого разветвленного фамильного клана. Третьяковской галерее принадлежит также
«Портрет княжны В.С. Путятиной» (вторая половина 1810-х), свидетельствующий о многолетней дружеской привязанности художника к семейству.