Лето 1868 года для Федора Васильева было счастливым, он много и успешно работал, создав серию пейзажей и множество сопутствующих им рисунков. Семья Васильевых, матушка Ольга Емельяновна и дети во главе со старшим Федором, это лето проводили под Петербургом в деревне Константиновка близ Красного Села. Вместе с ними жил Иван Шишкин, главный учитель юного Васильева в живописи. Они часто работали то в Парголове, то отправлялись к северным отрогам Валдайской возвышенности в село Веребьё. Каждое новое место давало свои впечатления, они воплощались затем в живописных произведениях учителя и ученика.
В летние месяцы этого года Васильев исполнил целый ряд произведений:
«Деревенская улица»,
«Возвращение стада» (обе – Третьяковская галерея), «У водопоя» (Русский музей), «Перед грозой» (частное собрание). Среди них и пейзаж «После грозы», который можно считать парным к картине «Деревенская улица».
Обильный летний дождь пролился на землю, напоив ее и воздух живительной влагой. На размытой дороге блестят лужи, в которых отражаются синева неба и белые, уже не отягощенные дождем облака. К их изменчивой форме, цвету, даже к тяжести Васильев был очень внимателен. В то лето вместе с Шишкиным он изучал строение облаков, их движение по небесной сфере. Этот интерес у него сохранился на всю жизнь.
Светлые облака вносят в картину состояние поэтического озарения, которое снимает повседневный прозаизм с жизни людей. В окружении родной природы размеренно течет крестьянская жизнь с давно сложившимся укладом. Мужики присели у дороги на бревна и ведут неторопливый разговор, женщина с хворостом возвращается в деревню, А деревушка уютно расположилась у края елового леса. Размеренность этой простой повседневности таит в себе покой и гармонию.
Картины «Деревенская улица» и «После грозы» заключают в себе светлое начало, без которого не может быть и самой жизни. Повседневное, обыденное не становится в них будничным, а предстает как поэтически воспринятое и пережитое. Непритязательности видов в картинах «Деревенская улица» с изображением стоящих вдоль нее домов или размытой дождем дорогой в пейзаже «После грозы» придает поэтическую значимость высокое торжественное небо. Скромная простота сюжетов невольно возвращает память к традиции и опыту Венецианова и его учеников. Но нужно помнить, что у Васильева есть и сельские сюжеты, в которых передана неустроенность, тяжесть крестьянского труда и быта, например «Деревня» (1869, Русский музей) «Вид в Парголове» (1868, Саратовский государственный художественный музей им А.Н. Радищева).
Из пейзажей этих летних месяцев Васильев выбрал для участия в конкурсной выставке Общества поощрения художников в Петербурге 1868 года картину «Возвращение стада». Он получил за нее первую премию по ландшафтной живописи от Общества, а в сентябре Совет Академии художеств присудил Васильеву за эту же картину звание
свободного (неклассного) художника. Картина стала первым публичным признанием таланта совсем юного живописца. Отныне его имя прочно вошло в художественную жизнь Петербурга.
Самостоятельное развитие молодого пейзажиста происходило стремительно. Уже на следующий год он создает ряд полноценных живописных произведений. В каждом из них разрабатывался свой сюжет, индивидуальный мотив со своим настроением и внутренней содержательностью.