По характеру живописи картина Ивана Павловича Похитонова «На юге России. Овцы на тырле» близка работам барбизонского цикла, над которыми художник трудился в конце 1870-х – 1880-е годы. Этот пейзаж заставляет вспомнить о том, что по приезде в Париж в 1876 году художник пользовался советами Алексея Боголюбова, высоко ценившего искусство барбизонцев и рекомендовавшего изучать на месте их творчество. Барбизон и его окрестности становятся в это время излюбленным местом приложения творческих сил Похитонова. Он осваивает технику живописи барбизонцев, богатой тонкими валерами, световыми и цветовыми нюансами, тончайшими эффектами пленэра, связью природы с жизнью простых людей, что нашло отражение во многих произведениях, отмеченных изяществом миниатюрной живописи, богатством и ювелирной точностью колористического решения более позднего времени. Эмиль Витмёр, один из первых биографов художника, писал: «Похитонов в этот период жадно стремится к знаниям; он хочет наблюдать вселенную в миниатюре, в уголке земли, который соединил бы воды, деревья, животных, скромных тружеников и заснеженные горизонты, изучать ширину пространств, высоту зенита и перемены атмосферы. Так малый фрагмент становится для него неисчерпаемым источником деталей, столь же богатым нюансами, как человеческое сердце богато нюансами чувств».
Мотив, выбранный художником для картины «На юге России. Овцы на тырле» – стадо овец, отдыхающих ночью на дальнем пастбище в степи, – заинтересовал его эффектом света луны за оранжево-красными облаками, сочетающимся с зеленовато-голубовато-серым ночным освещением, поглотившим землю, отару овец, избушку пастухов. Вглядевшись в картину, можно различить легкое движение потоков воздуха, колеблющих дымок над избой, фигуры пастухов, следящих за стадом, движение в отаре спящих овец, – все наполняется таинственной и тревожной жизнью ночного пастбища, увиденного глазами художника.