Творчество Константина Сомова ассоциируется в первую очередь с живописными и графическими произведениями с изображением повседневных и праздничных сценок «галантного» XVIII века, выполненных в изысканной, рафинированной манере. В этом смысле «Остров любви» – типичная для художника работа, в которой отразились его поиски, связанные с темами русской усадебной жизни конца XVIII – начала XIX века. Картина написана в излюбленной Сомовым цветовой гамме с преобладанием благородных зеленых оттенков. Практически ювелирной можно назвать проработку деталей, таких как еловые «сережки» и миниатюрные драгоценные украшения двух девушек.
Подобные изображенному художником «острова любви» с небольшими павильонами были распространены в дворцово-парковых комплексах XVIII века, к примеру, подобный ансамбль есть в Гатчине. Сомов же писал свою картину в имении Богдановское в Псковской губернии, где не раз гостил у своего друга, критика и публициста Дмитрия Философова. Натурный пейзаж в его произведении преображается в фантазийный, наподобие декорации. Во многом этот эффект достигается за счет контраста таинственного сумеречного освещения и мерцающих огней светлячков, населяющих пространство картины. Отражение в воде на первом плане словно отделяет островок с ротондой от реального мира. Каменные фигурки амуров выглядят более живыми, чем «кукольные» барышни в старинных платьях.
В литературе произведение встречается под названием «Светлячки». В частности, так оно названо меценатом князем Сергеем Щербатовым, который считал эту картину, находившуюся тогда в собрании коллекционера Владимира фон Мекка, примером тонкого понимания художником особенностей национального пейзажа: «В его ощущении русского, – писал Щербатов о Сомове, – было что-то более родное, теплое, скажу даже “Пушкинское”. Русскую природу, березу, сад он чувствовал как-то интимно и проникновенно… У Фон-Мекка, моего друга, была его картина “Светлячки”: русская деревянная беседка, две молоденькие девочки у пруда, в кустах огоньки светляков, но этот русский аромат (чувствующийся и в других ранних работах Сомова) постепенно исчезал…»
Сам Сомов называл произведение как «Светлячками», так и «Островом любви», о чем известно из его письма, в котором он с гордостью рассказывал художнице Анне Остроумовой-Лебедевой о том, что эта картина была отобрана для показа в Германии. Произведение действительно участвовало во многих российских и европейских выставках, таких как
«Мир искусства», Берлинский Сецессион (обе состоялись в 1901 году), Международная художественная выставка в Венеции (1907).
Два одноименных акварельных эскиза к «Острову любви», созданные в 1897 и 1899 годах, находятся в Государственном Русском музее