Голубкина Анна (1864-1927)
Женская фигура. Этюд
1906
Размер - 64 x 20 x 20
Материал - гипс тонированный
Инвентарный номер - МГ СК-63
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной.1986
Фигура идущей женщины вызывает в памяти этюд А.С. Голубкиной «Идущий человек» – монументальной фигуры мужчины с тем же названием (1903, Третьяковская галерея). Можно предположить, что скульптура женщины задумывалась как пара к этой масштабной работе, так же, как изображались парами идущие фараоны и их супруги. Не исключено, что, обращаясь к традиционной теме двуединства мужского и женского начал как первооснов бытия, Голубкина мечтала воплотить свое представление о назначении Мужчины и Женщины в культуре и жизни обществе.
«Женская фигура» – это только этюд, то есть первый шаг на пути к созданию законченного произведения. В этюдах Голубкиной всегда решалась одна из самых важных задач будущей композиции: как говорила художница – найти нужные пропорции «в духе своей задачи». Она наставляла учащихся: «Научиться брать точные и верные пропорции нужно, во-первых, для этюдов, которые вы делаете, они уже не будут “делаться” и приводить вас в недоумение, а вы их будете делать сами, твердо и сознательно». Это умение, по мысли скульптора, приведет художника к возможности брать движение и пропорции «в их высшей правильности».
Образцами для себя Анна Голубкина брала шедевры из мирового искусства, с которыми познакомилась во время пребывания в Европе, куда она приехала, чтобы завершить профессиональное образование, полученное в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Академии искусств в Петербурге. «Как на гениальную свободу пропорций и отношений я укажу на “Венеру Милосскую”, “Гробницу Медичи” Микеланджело, “Граждан Кале” Родена, – писала она в книге «Несколько слов о ремесле скульптора». – Говорить о них не буду, я только указываю на них, а там пусть каждый сам посмотрит и поймет эту великую музыку».