Левицкий Дмитрий (1735-1822)
Портрет М.И. Мюссар
1790-е
Размер - 57 x 45
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-982
Приобретено Министерством культуры СССР. 1982
Камерный портрет М.И. Мюссар принадлежит к числу поздних произведений Левицкого. На протяжении более чем двухсотлетней жизни картина неоднократно подвергалась реставрации, но она все-таки дает объективное представление о художественной манере мастера 1790-х годов. Для портретов Левицкого этого периода характерны излишняя определенность и скульптурность форм с четко обозначенными границами губ, бровей, глаз, с резко очерченными складками материи. Пространство уже нередко представляет собой не глухой фон, как раньше, оно обретает глубину, высветляется и становится похожим на клубящиеся облака. Появляется некая экспрессия и внутренняя взволнованность модели, которая проявляется в том числе в живом выражении лица, слегка полуоткрытых губах, естественном динамичном повороте. Всё вышеперечисленное свидетельствует о том, что на художника оказали определенное влияние идеи предромантизма. Особенную стилистическую близость портрет Мюссар обнаруживает с изображением графа А.И. Воронцова (конец 1780-х, Русский музей). Но перечисленные особенности художественного почерка можно обнаружить и в других работах Левицкого этого периода, например в портретах Н.И. Новикова (1797), Г.А. Долгорукого (1790-е), И.И. Дмитриева (1790-е), И.В. Лопухина (1803–1804).
Д.Г. Левицкий не стремился польстить своей модели: несмотря на изысканный костюм, украшенный легким газовым шарфом, и модную прическу в виде пышных, как бы небрежно распадающихся локонов, зритель понимает, что перед ним не утонченная аристократка, а хозяйственная и энергичная бюргерша. О Марии Ивановне Мюссар, урожденной Гетц, известно очень немного. Скудные сведения сохранились в воспоминаниях известного издателя и филолога Н.И. Греча, состоявшего в браке с одной из ее дочерей. Известно, что М.И. Мюссар была немкой по происхождению и содержала в Петербурге пансион. Ее супруг, родом из Швейцарии, занимался ремонтом и торговлей часами.
Портрет вплоть до начала ХХ века находился в семейном собрании. За высокие художественные достоинства он был отобран С.П. Дягилевым для участия в знаменитой выставке в Таврическом дворце в 1905 году. Однако после революции 1917 года он был вывезен за рубеж и надолго исчез из поля зрения исследователей. Только в 1982 он появился на аукционе Сотбис, был приобретен Министерством культуры СССР и вернулся на Родину.