Голубкина Анна (1864-1927)
Эскиз горельефа над входом в Московский Художественный театр
1901
Размер - 108 x 114 x 14
Материал - гипс тонированный
Инвентарный номер - МГ СК-173
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной.1986
В 1902 году известный фабрикант и меценат Савва Тимофеевич Морозов обратился к А.С. Голубкиной с предложением создать рельеф над входом в Московский Художественный театр. Анну Семёновну без жюри и конкурса пригласили воплотить скульптурный образ, который отразил бы новаторское искусство Художественного театра. Об этом со слов Голубкиной написал в своих воспоминаниях ее хороший знакомый Василий Трофимов. С одобрения знаменитого театрального режиссера К.С. Станиславского исполненное Анной Семёновной в 1903 году произведение было установлено на здании театра.
Начав работу над своим первым масштабным произведением, Анна Семёновна создала несколько эскизов, из которых до наших дней дошло только два: более ранний хранится в Музее-мастерской А.С. Голубкиной, второй – в Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина. В первом эскизе найден сам «ключ» решения образа – небо с беспокойно летающими чайками, бушующее море, большая волна с нависающим гребнем. Детали еще не проработаны, но уже намечены небольшие фигуры людей, борющихся со стихией.
Друг Анны Голубкиной художница Нина Симонович-Ефимова, с глубоким погружением в идею мастера, так описывала в своих воспоминаниях произведение: «…барельеф, сделанный задолго до революции, изображает бурю революции. Борются в водовороте люди, гибнут – тут мелькнет нога, тут рука, кого-то выносит стихия жизни. Теперь этот барельеф нам понятнее, чем был тогда. Голубкина перерабатывала его три раза, с начала до конца заново…»
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован. Произведения скульптора были переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен. В 1986 году фонды мемориального музея вошли в состав Третьяковской галереи.