В картине «В Крыму. После дождя» Васильев изображает ту же долину, что и в пейзаже
«Крымские горы зимой» (1872). Только здесь горы стали ближе, они вырастают могучей стеной перед путниками и кажутся непреодолимой преградой для них. Ненастная зимняя погода сделала крымский пейзаж совсем неприветливым. Затяжные дожди заполнили пересохшее русло горной реки водой и по этой странной дороге едет путник на лошади, а рядом бредет еще один. В каждом из пейзажей Васильев решает свои художественные задачи. Он сопоставляет теплые охристые оттенки земли со свинцово-серой горной грядой, уже покрытой кое-где снегом. Как и в картине «Крымские горы зимой», художник в этой работе раскрывает суровую красоту горных пейзажей, уходя от всякой внешней броскости, цветовой яркости.
Васильев стремился быть в живописи верным природе и был убежден, что картина «не должна ослеплять каким-нибудь местом», не должна разделяться на «цветные лоскутки». Главным, всё объединяющим в живописной структуре картины может быть верно взятая общая тональность. Чувством живописного тона в высшей степени обладал Васильев. «У меня до безобразия развивается чувство каждого отдельного тона... где я ясно вижу тон, другие ничего могут не увидеть, или увидят серое или черное место. То же бывает и в музыке: иногда музыкант до такой степени имеет развитое ухо, что его мотивы другим кажутся однообразными», – делился художник своими наблюдениями со старшим верным другом художником Иваном Крамским.
Совершая прогулки или поездки в горы, когда это позволяли обстоятельства и здоровье, он запоминал и фиксировал в рисунках, акварельных набросках увиденные пейзажи, над которыми работал уже в своей ялтинской мастерской. В них выразилось его понимание крымской природы. В свою очередь подобные этюды стали тем необходимым художественным материалом, который помогал художнику при работе над его последним монументальным произведением –
«В Крымских горах» (1873).