Венецианов Алексей (1780-1847)
Портрет Марии Матвеевны Философовой
1828
Размер - 70,8 x 60,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5661
Поступило из собрания З.В.Ратьковой-Рожновой. 1918
Философова Мария Матвеевна (1789–1840), урожденная Рокотова, в первом браке Неклюдова, во втором – жена Д.Н. Философова, владельца имения Богдановское Псковской губернии. У Венецианова сложился свой круг знакомых и дружеских привязанностей. К нему принадлежала и семья Философовых.
Художник изображает женщину зрелых лет, ее приятное лицо озарено полуулыбкой, приветливо и чуть задумчиво смотрят на зрителя светло-карие глаза. Она предстает на полотне в темно-синем платье по моде конца 1820-х годов – с открытыми плечами и пышными рукавами. На голове замужней дамы кружевной чепец с синими лентами, не скрывающий крупных буклей ее темно-каштановых волос. Охватывая стройную шею женщины, длинными лентами спускается меховое боа – модная французская новинка. Эта разновидность длинной и узкой меховой накидки, которую дамы носили в холодное время года. «Он счастлив, если ей накинет / Боа пушистый на плечо» – читаем в пушкинском романе «Евгений Онегин». Боа, или, по-русски, «хвосты», были особенно популярны в зимний сезон 1828 года, что свидетельствует о внимании изображенной к модным деталям своего наряда. Однако уже в 1830 году, как сообщал «Вестник парижских мод», «боа уже почти не терпимы» и вскоре их перестали носить.
Портрет исполнен с большим художественным вкусом и мастерством. Но авторская надпись говорит о желании художника бросить этот жанр. По-видимому, к тому времени в душе Венецианова окончательно созрела мысль о том, чтобы посвятить свое творчество крестьянской теме, к чему он всегда тяготел.