Брюллов Карл (1799-1852)
Портрет детей Волконских с арапом
1843
Размер - 146,1 x 124,1
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.13429
Поступило из Государственного Русского музея. 1930
В наследии великого русского живописца К.П. Брюллова множество блистательных портретов. Среди них особое место принадлежит изображениям детей, которые пленяют зрителя своей проникновенностью и не свойственной юным моделям изысканностью в манерах поведения. Портрет детей Волконских создан в традициях академического искусства. Это проявилось в уравновешенной, слаженной композиции, естественных звучных колористических сочетаниях и общей цветовой гармонии.
На парадном портрете представлены две кузины: старшая, Елизавета Григорьевна (1838–1891), дочь гофмейстера, князя Г.П. Волконского, и младшая, Софья Дмитриевна (1841–1875), дочь гофмейстера, князя Д.П. Волконского. Брюллов создал новый тип парадного изображения – портрет-картину, подобный своему шедевру «Всадница» (1832). Художник запечатлел сестер на природе, на террасе дворца, на фоне раскидистой кроны дерева с крупными резными листьями. Благодатная атмосфера теплого и солнечного летнего дня делает портрет ярким и торжественным.
Стоящая Елизавета уверенно позирует художнику, ухватившись за ажурную кованую ограду. Малолетняя Софья еще не умеет ходить. Она сидит на пятнистой шкуре леопарда и с трудом удерживает равновесие, обнимая собаку. Динамичное животное старается уделить внимание обеим девочкам и объединяет их хрупкие фигурки. За благополучием юных моделей следит чернокожий слуга в восточном костюме.
Композиция картины насыщена броскими и экзотическими деталями. Юные особы облачены в роскошные наряды, по крою повторяющие одежду придворных дам. Звучным цветовым акцентом портрета стала пурпурная, расшитая золотом мантия с длинным шлейфом. Она является частью платья обеих девочек. На шее Софьи – многослойный кружевной воротник, на ногах – белые атласные туфли с лентами. Темные кудри на голове Елизаветы прикрывает округлый переливающийся кокошник с прозрачной фатой. Несмотря на нежный возраст, Елизавета уже записана в статус фрейлин двора императрицы Александры Фёдоровны. На ее левом плече приколот голубой муаровый бант с фрейлинским шифром.
Живописец мастерски передает фактуру разнородных материалов и детали изображенных на портрете предметов. Его наблюдательный взгляд различает патину на ограждении террасы, узор поделочного камня балкона и рисунок древесной коры. Особенно эффектным выглядит сопоставление пушистой шерсти собаки с гладким блестящим шелком и упругими кружевами на платьях сестер. Грубый рыжий ворс леопардовой шкуры контрастирует с мягким плюшем малинового бархата мантии, а белизна кожи жизнерадостных девочек – со смуглым лицом строгого арапа.
Эффектная живопись полотна делает его одним из многочисленных шедевров художника. Портрет происходит из фамильного собрания Волконских, что добавляет ему исторической ценности.