Изображение императора Александра Второго в парадной форме, с гордо посаженной головой и взглядом поверх зрителя Анна Голубкина выполняет широкими мазками в живописной манере, богатой светотеневыми переходами. Император Александр II остался в истории как Царь-Освободитель. С его именем связаны отмена в 1861 году крепостного права, введение суда присяжных; появление местного самоуправления – городские думы и земские управы. В царствование Александра II была завершена Русско-турецкая война, в результате которой славянские народы были освобождены от османского ига. Образ Царя-Освободителя воплощался в многочисленных памятниках, которые устанавливали во многих городах Российской империи.
Бюст императора напоминает парадные портреты в стиле барокко времени Петра Первого. Исполненный Анной Голубкиной портрет в достаточно распространенном в то время формате памятника-бюста был заказан художнику Ярославским земством. На фоне довольно невыразительных и казенных изображений, массово возникавших повсюду, портрет Голубкиной отличается подлинной художественной самобытностью: свободной динамичной композицией, легкостью живописной лепки, приподнятой выразительностью образного строя. Художница воплотила живущий в сознании народа образ идеального правителя, «отца народа».
С исполнением портрета императора Анной Голубкиной связано одно любопытное воспоминание хорошего знакомого скульптора В.В. Трофимова, рассказывающего об одном из посещений Голубкиной: «”Я сейчас Шаляпина из мастерской выгнала”, – объявила она нам. “Не ползай на коленях перед царем!” – решительно отрезала она. Она подразумевала тот момент, когда Шаляпин, став на колени перед царем, пел “Боже, царя храни!” и за это получил звание “Солиста его величества”. Я обратил внимание Анны Семёновны на то, что ведь сама-то она лепила царя. Анна Семёновна возразила: “Тот царь сделал первое дело для народа, освободил крестьян, а я сама кровная крестьянка”».
В 1932 году по воле наследников скульптора бюст вошел в собрание Музея-мастерской А.С. Голубкиной. После закрытия музея в 1952 году передан в Русский музей. Когда музей-мастерская был воссоздан, он вернулся в его собрание. В 1986 году фонды мемориального музея вошли в состав Третьяковской галереи.