Портрет Елизаветы Петровны Протасьевой
Патрон шедевра
Тропинин Василий (1780-1857)
Портрет Елизаветы Петровны Протасьевой
1847
Размер - 130 x 100,8
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.27328
Приобретено у Д.Я. Черкеса. 1948
Творчество В.А. Тропинина продолжает традиции сентиментализма. Созданный в эпоху сентиментализма (в XVIII столетии) идеал семейных добродетелей и домашнего уюта оживает в творчестве художника. В его произведениях вновь возрождается система парных портретов, отчасти разрушенная в произведениях О.А. Кипренского. Портрет Е.П. Протасьевой (урожденной Дубовицкой) – парный к портрету М.Ф. Протасьева – писался в Москве.
Елизавету Петровну Тропинин изобразил в темном платье, украшенном кружевным воротником и манжетами. В отличие от московских модниц, Елизавета Петровна одевалась просто, предпочитая темные и недорогие ткани (в одном из писем она просила мужа купить ей черной фланели и черного коленкору на платье). Шелковое платье надевалось лишь для приема гостей. На голове у Протасьевой – нарядный чепец.
В портрете нет драгоценностей, но некоторые мелкие детали указывают на статус модели. Будучи людьми весьма состоятельными, Протасьевы не стремились окружать себя излишней роскошью. Известно, что мебель для их имений и московского дома делали крепостные мастера. В глубине изображена красивая ваза, рядом с женщиной на столике красного дерева дорогой модный колокольчик, на столике лежит и книга. Елизавета Петровна была хорошо образована. Для своего отца, который увлекался медициной, она переводила отрывки и описания рецептов из иностранных книг.
Художник подчеркивает домашний облик модели темным цветом платья и черной шалью. Известно, что в публичных собраниях пожилым дамам полагалось быть в неярких, но цветных платьях. Чепец – атрибут замужней дамы – тоже носили дома. К середине XIX века вошли в моду «вечерние чепцы» из дорогих кружев.
Но главное достоинство Е.П. Протасьевой – это доброта и чувствительность, их сумел передать художник. В семье Протасьевых царил культ искренних, родственных привязанностей, взаимной поддержки и заботы.
Интересно, что супруги изображены на фоне пейзажей разных времен года. За спиной Елизаветы Петровны скорее осенний вид, а фоном в парном портрете мужа служит зимний вид Москвы.
Авторское повторение портрета находится в Русском музее (не ранее 1847).