Это один из парадных кабинетных портретов. Полотно было заказано петербургским коллекционером и почтовым чиновником Федором Ивановичем Прянишниковым, которому покровительствовал Голицын. Продвижение Прянишникова по службе началось еще в конце 1810-х годов, когда портретируемый служил министром духовных дел и народного просвещения. В 1835 году Прянишников был назначен петербургским почт-директором, в то время как Голицын был начальником почтового департамента.
В благодарность за то, что Голицын позволил Брюллову написать с себя портрет, Прянишников подарил ему копию с картины Доменикино «Евангелист Иоанн», находившейся в Эрмитаже. Она изображена на полотне Брюллова.
Брюллов не слишком любил портретировать высокопоставленных людей, но при работе над такими заказами нередко сосредотачивал свое внимание на передаче подробностей интерьеров. Включая в композицию картины те или иные предметы, художник, в соответствии с традициями минувшего столетия, напоминает зрителю о трех вехах жизни Голицына. Его детство и молодость связаны еще с XVIII веком, – в соседней зале видна галерея старинных портретов. В эпоху Александра I тридцатилетний Голицын был назначен обер-прокурором Синода и статс-секретарем. Затем он стал членом Государственного совета и управляющим делами иностранных вероисповеданий, а еще через несколько лет – министром духовных дел и народного просвещения. О взлете его карьеры напоминает бюст Александра I. Серый фрак с регалиями, табакерка в руках – составляющие образа Голицына традиционны и говорят о консервативном характере почти семидесятилетнего вельможи, доживающего свой век в николаевскую эпоху.
Свет, проникающий в комнаты, подчеркивает их пышное убранство. Блики от солнечных лучей скользят по изящной резьбе кресла и стола, хрустальным чернильнице и песочнице. Помещения дома оформлены согласно современной моде на готические формы в мебели и аксессуарах, на украшение интерьеров вьющимися растениями. Брюллов тщательно пишет стрельчатую арку подставки колокольчика для вызова прислуги. Живописная манера картины носит “патриархально” филигранный характер. Изысканный антураж кабинета отвлекает внимание зрителя от невысокой фигуры Голицына, его равнодушного лица, отмеченного печатью казенной службы.
Среди подобных парадных портретов К.П. Брюллова, содержащих изображение интерьера, –
«Портрет М.А. Бек с дочерью» (1840, Третьяковская галерея), «Портрет Е.П. Салтыковой» (1841, Русский музей).