Лучшие работы Петрова-Водкина всегда неоднозначны, многомерны. Оправдание своему искусству художник видел в поиске новых возможностей истолкования реальности. Его новаторство основывалось на глубокой, своеобразно понятой традиции (от Древнего Египта до современности).
Своей работой «Головы мальчиков» он наглядно демонстрирует условность дистанций, существовавших между авангардными и неоклассицистскими направлениями начала ХХ столетия. Отсюда особое напряжение композиционного решения этого листа. Проблематика организации формы («занятия формой», «понимание формы», «монументальность формы») находит разрешение в характерных рисунках обнаженных фигур и голов натурщиков.
«Натурализм» у художника мнимый. Для него «цель науки видеть состоит в умудрении глаза». Безусловная узнаваемость объекта сочетается с глубинным пространственным анализом. Выстраиваемое «по Петрову-Водкину» пространство всегда предполагает выраженный временной аспект – идею пространства-времени. Каждое нарисованное им явление (буквально каждый штрих) подчинено этой задаче. В каждой линии узнается внутренний опыт, многообразие смыслов, которые несет в себе искусство.