Голубкина Анна (1864-1927)
Венерин башмачок
1910-е - первая половина 1920-х
Размер - 37,5 x 26
Материал - бумага
Техника - акварель, белила
Инвентарный номер - МГ Р-19
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной.1986
Анна Голубкина очень любила цветы, часто рисовала их акварелью и, по сути, в 1910-е годы создала свой собственный ботанический атлас, изобразив более четырехсот растений Средней полосы России и Крыма. Среди избранных цветов не обошла художница своим вниманием лесную орхидею, более известную как «венерин башмачок». Растение это произрастает по всему свету и за схожесть формы с изящной туфелькой имеет много названий: в России – «богородицыны сапожки», «марьин башмачок», «кукушкин башмачок», в Англии – «дамские туфельки», в Америке – «мокасины», на Кипре – «кипридин башмачок». Кипридой на острове в Средиземном море называлась особо почитаемая в древнем мире богиня Венера.
Прекрасная легенда о юных богах – славящейся своей необычной красотой Венере и Адонисе, возрождающем природу весной, рассказывает о том, как башмачки богини, промокшие во время грозы, в пещере, где укрылись от ненастья возлюбленные, вдруг превратились в цветы дивной красоты. Другая легенда гласит о том, что Венера забыла туфли на лесной поляне, где ее радостно приветствовали расстелившиеся ковром цветы, пчелы и бабочки и где она отдыхала, подпитываясь силами от земли.
В любом случае, в сказаниях не зря говорится о прохладных местах: венерин башмачок растет в тени, там, где много воды. Яркий цвет растений и приятный аромат призван привлечь насекомых-опылителей, которые в тенистые места залетают редко. Как настоящая красавица, киприда, оберегаясь, накапливает в своих листьях и стебле горькое ядовитое вещество.
Первоначально лист был назван «Орхидея», но с помощью ботаников удалось уточнить название – «венерин башмачок», который действительно относится к семейству орхидных. Голубкина зарисовывает дивный цветок сразу в двух ракурсах, восторгаясь его сложным строением. Думается, что художник ценила растение и как скульптурную форму. Орхидея была одним из излюбленных цветов Серебряного века, часто изображалась в скульптурных элементах как архитектурное украшение, в предметах декоративно-прикладного искусства, не раз была воспета в поэтических произведениях. Так, например, И. Северянин упоминает ее восхитительные глазки, с которыми он сравнивал неверность, а Б. Пастернак уделил внимание другому родственнику «венериного башмачка» – незамысловатой лесной любке двулистной, которую также запечатлела в своих листах атласа Анна Голубкина.
Как и другие произведения Голубкиной с изображением растений, этот лист долгое время хранился в Государственном музее-мастерской А.С. Голубкиной, который был открыт в 1932 году и ликвидирован спустя двадцать лет. В 1976 году он вновь открыл двери посетителям. Лист был приобретен у бывшего директора музея и племянницы скульптора Веры Николаевны Голубкиной вместе с другими акварельными работами. С 1986 года, когда музей-мастерская вошел в состав Государственной Третьяковской галереи, лист стал частью коллекции Третьяковской галереи.