Русские художники первой половины XIX века отдали дань восхищения красотам итальянской природы.
Пейзажный жанр пользовался неизменным расположением Александра Андреевича Иванова. Это объяснялось не только тем, что в пейзаже он видел вспомогательный материал для своей основной картины («Явление Христа народу»), и не только искренней любовью к восхитительным видам природы Аппенинского полуострова, но и тем обстоятельством, что в этом жанре ему лучше всего удавалось освободиться от образа идеального пейзажа, популярного в XVIII столетии.
Помимо исторических композиций, Ивановым было создано больше всего произведений в области пейзажа. Особую привлекательность итальянской природы составляли свет и краски, непривычные глазу северных художников. Яркие краски обусловлены ослепительным солнечным светом. Именно он создает резкие светотеневые контрасты, скольжение (игра) подвижных солнечных зайчиков, рождающих россыпи тончайших тональных рефлексов, прозрачность и легкость воздуха.
В картине «Вид из Помпеи на Кастелламаре» Иванов как бы растягивает пейзаж по горизонтали. Вид открывается с высоты птичьего полета, что дает возможность создать широкую панораму.
На переднем плане изображены каменистые холмы, за которыми открывается мостик через почти пересохший ручей, заключенный в каменные стены. За ним дорога, фланкированная ровным строем деревьев с густыми кронами, и далее, в глубине – крошечные светлые строения, узкая полоса голубого залива и цепь далеких гор, завершающих величественный вид.
Панорамы в живописи Иванова имеют глубокое философское значение. Природа, по мнению художника, – самое совершенное творение Бога, в ней все существует согласно мудрому замыслу творца. Охватывая взором это, исполненное высшего порядка пространство, человек открывает для себя общую закономерность, сущностную идею мироздания.
Этот прекрасный, гармоничный мир существует под высоким, наполненным светом небом, которое словно отдает свое животворящее тепло земле.