Венецианов Алексей (1780-1847)
Старая крестьянка с клюкой
1830-е
Размер - 61,7 x 49
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5063
Поступило из Московского Публичного и Румянцевского музеев. 1925
В портрете старой крестьянки с умным и строгим лицом художник создает глубоко человечный образ многое повидавшей на своем веку женщины. Прямой взгляд ее запавших глаз и плотно сомкнутые губы выдают характер сильный и строгий. Не случайно изображения стариков и старух обретают у Венецианова строгость и монументальную простоту подлинного реализма. Художник изображает свою модель именно так, как и подобает ее возрасту и социальному положению. Традиции ношения соответствующей одежды в крестьянской среде соблюдались строго. Так, пожилым женщинам полагалось носить на голове скромные по цвету «сороки» с плотным ковровым узором, а белая «сорока» с небольшой полоской блеклого орнамента или вышивки шилась для вдовы, «по горю». Но при всем внимании к внешним особенностям натуры, для художника важно передать цельность характера и человеческую привлекательность своей модели.
Эпичностью созданного образа и выразительным лаконизмом художественных средств это полотно выходит за рамки обычного изображения крестьянского типа, оказываясь в ряду лучших произведений отечественного и мирового искусства, запечатлевших в облике стариков и старух идею силы духа человеческого над властью времени и судьбы.
Крестьяне Венецианова не идеальны, но благообразны и эстетически привлекательны, что отвечало народному эталону правильной жизни – опрятности быта и семейному достатку. Крепостные, принадлежавшие художнику и служившие ему натурой, на самом деле были «справными», благодаря рачительности и заботливости их владельца. Мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, Венецианов прекрасно знал не только своих героев, многие из которых были его собственными крепостными, но и землепашество, на практике изучая агрономию. Ему принадлежало приобретенное для семьи в 1815 году сельцо Трониха в Вышневолоцком уезде Тверской губернии с деревнями Сафонково, Сливнево, Максиха и Микашиха. Крестьяне этих деревень и были героями его произведений. В их образах Венецианов открыл для современников самобытные свойства натуры и человеческое достоинство «сеятеля и хранителя» русской земли.