Среди галереи портретов деятелей русской культуры, которые привлекли внимание А.С. Голубкиной и чьи образы она запечатлела, портрет В.Ф. Эрна выделяется простотой и строгостью исполнения, но вместе с тем – значительностью и изысканной красотой. Портрет был переведен скульптором в материал: вырублен в дереве и слегка тонирован. В трудные годы разрухи и бедствий руководство Третьяковской галереи в 1920 году нашло возможность приобрести его в коллекцию. Скульптурный портрет сохранил для нас облик известного философа Серебряного века, профессора Московского университета, друга юности и сподвижника философа Павла Флоренского, близкого знакомого поэта и теоретика символизма Вячеслава Иванова.
Анна Голубкина познакомилась с Владимиром Эрном весной 1914 года у Вячеслава Иванова. Она исполняла тогда
портрет поэта (1914, Третьяковская галерея) и нередко приходила к тому в гости. Эрн, по приглашению Голубкиной, стал бывать в ее мастерской в Большом Лёвшинском переулке, где получил лестную, по его собственному признанию, возможность познакомиться с произведениями скульптора. С проницательностью философа высказывал он мысль, что творчество для А.С. Голубкиной – «метод особого художнического узнавания людей».
«Скульптор гениальный, изумительно вдохновенный, хотя и молчаливый человек» – так с большой симпатией отзывался Владимир Эрн об Анне Голубкиной. Он с восторгом описывал в письме к жене свои впечатления от того, как появлялся на свет его собственный портрет: «Я мог долго наблюдать ее в работе, когда она вдохновенно “кидалась” глиной в мольберт,.. видел чудесную, сверхъестественную зиждительность ее пальцев. Все впечатления очень сильные».
Философом с темпераментом бойца называли современники Владимира Эрна. Таким и воплотила Анна Голубкина его портретный образ. Она уподобила композицию древним гермам, то есть особому виду скульптур, представляющих собой четырехгранную колонну, увенчанную изображением головы, или бюстом бога, или героя. Тем самым портретный образ Эрна приобрел особую величавость и значимость. Спокойно и с достоинством смотрит философ на зрителя.
В 1932 году портрет был передан в дар государству родственниками А.С. Голубкиной и вошел в собрание мемориального музея-мастерской. После закрытия музея в 1952 году оказался в Русском музее. В 1976 году музей-мастерская был воссоздан, и произведение вернулось в Музей А.С. Голубкиной. В 1986 году фонды мемориального музея вошли в состав Третьяковской галереи.