Портрет графини М.А. Орловой-Денисовой
Патрон шедевра
Боровиковский Владимир (1757-1825)
Портрет графини М.А. Орловой-Денисовой
1801
Размер - 75,5 x 60,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5003
Поступило из Государственного музейного фонда. 1923
Отдавая дань эпохе сентиментализма, Боровиковский искал живописное решение идеального женского образа. Самым распространенным типом изображения в творчестве художника стали камерные женские портреты, где модели томно предаются туманным мечтам на фоне тенистого парка, согретого летним теплом. На протяжении 1790–1800-х годов мастер неоднократно варьировал данную композиционную схему. Изображение Марии Алексеевны Орловой-Денисовой (1784–1829; до замужества – Васильева) продолжает череду этих портретов. Юная и прекрасная, в легком полупрозрачном белом платье, затерявшаяся в тенистых зарослях, она уподобляется мечтательной нежной нимфе. Она задумчива и впечатлительна. Ее повышенная чувствительность находит гармоничный отклик в пастельных тонах и тающих очертаниях окружающего пейзажа.
Портрет Марии Алексеевны был написан в год ее свадьбы с графом В.В. Орловым-Денисовым. Судя по знаку камер-фрейлины императрицы Марии Фёдоровны на плече, графиня еще не была освобождена от придворной должности и позировала Боровиковскому до свадьбы. Лицо юной модели сохранило какую-то детскую наивность и простоту, в то же время в опущенном взгляде очаровательных светлых глаз затаилась грусть. Девушка погружена в свои размышления настолько, что словно не замечает присутствия зрителя. О чем она может печалиться? Об уходящем детстве, о беспечной и привольной жизни в родительском доме, о придворной службе, которую придется оставить. Вероятно, напоминанием о пролетевших годах юности служит скромный букетик незабудок в руке.
Боровиковскому неоднократно позировали все члены семьи Марии Алексеевны. В Третьяковской галерее находятся портреты ее отца, министра финансов графа А.И. Васильева (около 1794, эскиз-вариант портрета (1794, Русский музей)), ее матери, В.С. Васильевой (1800) и сестры, в замужестве Е.А. Долгорукой (1798). В творческой практике Боровиковского это был не единственный случай подобного семейного заказа.
В рамках похожей композиционной схемы художник неуловимыми нюансами во взгляде, расположении фигуры, как бы случайном жесте оттеняет лиричный и трогательный нрав М.А. Орловой-Денисовой, отличный от более сдержанной и рациональной натуры ее сестры Е.А. Долгорукой. Однако все портреты выполнены с неизменным высоким мастерством живописца, умеющего передавать и пластическую осязаемость человеческой фигуры, и тонкие переживания человеческой души.