Отчетливо и определенно выделяется на фоне темной зелени фигура человека с садовым ножом в руке. Белый жилет, жабо и шейный платок, написанные с безупречной точностью и твердостью густыми мазками белил и серой охры, производят впечатление сделанных из гипса. В такой пластически жесткой манере есть своя необычная привлекательность, крепкое и сильное чувство формы.
Образ садовника – один из самых распространенных и любимых в искусстве XVIII века. Он имеет прежде всего аллегорический подтекст. Умелый садовник получает богатый урожай только в результате затраченных усердных трудов. Эти представления распространяются и на все остальные сферы человеческой деятельности.
Герой портрета, Александр Дубовицкий, начал свою служебную карьеру на семнадцатом году жизни с военной службы в Преображенском полку. Впрочем, служба подполковника Дубовицкого продолжалась недолго. По своей настоятельной просьбе и благодаря хлопотам отца он вышел в отставку «без мундира» и уехал с молодой женой в родительское имение в Рязанскую губернию, где неоднократно бывал и сам Владимир Боровиковский, работая над картинами и образами для церквей.
С этого времени Дубовицкий полностью посвятил себя духовной деятельности. Хозяйство мало его интересовало. Он читал книги, занимался самообразованием. Еще живя в Петербурге, Александр Петрович стал посещать радения «Духовного союза» Е.Ф. Татариновой. Членом этого братства был и автор портрета – Боровиковский. Именно по просьбе участников «Союза» были написаны его поздние работы, включая
«Явление Иисуса Христа с Голгофским крестом молящейся Е.Ф. Татариновой» (начало 1820-х). Дубовицкий был активным членом масонской ложи, а позже выступил в качестве «всемирного миссионера» основанной им секты «Внутренних поклонников Господних», за что и был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.
После освобождения из ссылки Дубовицкий поселился в Москве, но свою деятельность не оставил и продолжал собирать вокруг себя «внутренних» христиан. По настоянию митрополита Филарета его вновь сослали в Саровскую пустынь, откуда перевели в монастырь близ Казани, где его сын Пётр – известный хирург и главный военно-медицинский инспектор, был профессором. Дубовицкий жил под надзором в различных монастырях России вплоть до середины XIX века, когда был отдан на поруки сыну, переведенному на службу в Санкт-Петербург. Портрет был написан в тот период, когда Дубовицкий жил в Петербурге.