Трудно сказать, в каком году была создана акварель с тремя полевыми цветами, но наверняка в конце мая или в начале июня. Это единственное время, когда изображенные растения встречаются в цветении, – дрёма, которую еще называют кукушкин цвет, кипрей, именуемый в народе иван-чаем, и копытень. Явно растения собраны в одном месте, так как все они любят болотистые или мокрые места.
Любовь к простым полевым цветам, поиск изысканного в обыденном была характерной чертой времени. Так, русский зоолог и поэт Николай Холодковский (1858–1921) посвятил северному растению дрёме небольшое стихотворение:
Травкой невысокою,
Бледен и кудряв,
Он растет с осокою
Меж болотных трав.
С виду слабый, хиленький,
Сортом невысок, –
Все ж он очень миленький
Северный цветок.
Анна Голубкина с детства знала мир растений, «из цветов она любила полевые», остро ощущая в них тонкость цвета и формы, которые искала в природе. Проводя лето в Зарайске, она собирала во время прогулок цветущие растения, а дома рисовала их. Возможно, много занимаясь с детьми, она использовала листы для их образования. Она любила работать красками – художница Александра Хотяинцева вспоминала, что Анна Семёновна «во всем умела найти красоту, очень жалела, что не занялась живописью, чутье к краскам было большое».
С ботанической иллюстрацией как направлением в искусстве Голубкина могла познакомиться во Франции в 1890-х – 1904 годах, когда, обучаясь, жила в Париже. К зарисовке растений она впервые обратилась во время второй поездки в Крым в 1910 году и продолжала этим заниматься в течение всей жизни.
Сегодня известно около 300 листов акварельного гербария А.С. Голубкиной, в который вошло около 400 видов растений. Графическое наследие Голубкиной мало известно, лишь единичные акварели скульптора хранятся в музейных собраниях. Ботанический гербарий впервые был экспонирован на выставке произведений А.С. Голубкиной к 80-летию со дня рождения скульптора в 1944 году. Большую роль в этом сыграло мнение Председателя оргкомитета Союза художников СССР А.М. Герасимова, который, выступая в июне 1943 года на VIII Пленуме Союза художников, эмоционально рассказал: «…Я недавно был просто поражен одним фактом... Как-то ко мне в мастерскую пришла племянница Голубкиной, принесла папку с рисунками и просила моего совета – стоит ли обнародовать... Когда я просмотрел их, я был поражен тем, что около 250 листов бумаги было исписано акварелью с наших полевых листов и разных травок... Вот какая беспредельная любовь к русской природе была у этой замечательной художницы».
В 1976 году ликвидированный за четверть века до этого Государственный музей-мастерская А.С. Голубкиной вновь открыл двери посетителям. Бывший директор и племянница скульптора Вера Николаевна Голубкина передала лист в составе целого ряда других акварельных работ. В 1986 году Музей-мастерская вошел в состав Государственной Третьяковской галереи.