Кипренский Орест (1782-1836)
Богоматерь с младенцем и Иоанном Крестителем
1824
Размер - 25,4 x 20
Материал - бумага
Техника - итальянский карандаш
Инвентарный номер - Инв.4445/31
Дар Комитета по охране памятников искусства и старины при Совете кооперативных съездов, Москва. 1918
В собрании Третьяковской галереи хранится альбом в красном кожаном переплете с золотым тисненым орнаментом, с бронзовыми застежками по правому краю и бронзовыми украшениями на верхней крышке – в углах четыре розетки, в центре группа из трех амуров, один из которых держит щит с выгравированной монограммой «ОК». Это альбом Ореста Кипренского, выдающегося русского портретиста.
В альбоме находятся рисунки, исполненные художником в Петербурге, когда он на несколько лет вернулся на родину из Италии: портреты, композиции на библейские и мифологические сюжеты, аллегорические изображения.
На этом листе – Богоматерь с Младенцем и Иоанном Крестителем. Рисунок вызывает ассоциации с произведениями итальянского Ренессанса. Однако художник, по-видимому, сочинил свой вариант композиции. В интерьере комнаты с арочным окном и открытым дверным проемом, сквозь который виден пейзаж, он изобразил сидящую Богоматерь с Младенцем. Маленький Иоанн Креститель подносит ему блюдо с фруктами, в которых можно угадать яблоки и виноград – символы Христа, спасения и возрождения, нередко присутствующие на полотнах европейских мастеров.
Рисунок, вероятно, является эскизом предполагаемой картины. Кипренский редко обращался к религиозным сюжетам. Единственная такая живописная работа – «Богоматерь с Младенцем» (Государственный Русский музей) – была исполнена им между 1806 и 1809 годами по заказу Совета Академии художеств. Икона предназначалась для строящегося в Петербурге Казанского собора. Возможно, не имея много заказов на портреты в первое время по возвращении в Россию, Кипренский собирался писать картину и в поисках сюжета обратился к классической теме.