Левицкий Дмитрий (1735-1822)
Портрет А.В. Храповицкого
1781 (?)
Размер - 58,7 x 48,5
Материал - холст дублирован
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1592
Приобретено у А.А. Арзамасцева, Москва, при финансовой поддержке Нефтяной компании «Сургутнефтегаз». 1999
Александр Васильевич Храповицкий (1749-1801) был одним из наиболее просвещенных и харизматичных людей своей эпохи. В юности у него обнаружился литературный талант. В число его наставников входил М.В. Ломоносов. Опусы юного А. Храповицкого удостоились похвалы А.П. Сумарокова. Став взрослым, он не оставил литературных начинаний. Среди его друзей были такие корифеи русской литературы, как Г.Р. Державин, И.И. Дмитриев, В.В. Капнист, Я.Б. Княжнин. Поэты обменивались дружескими стихотворными посланиями. Считается, что Храповицкий оказывал благотворное влияние на творчество Державина и Капниста. Именно таким, проникнутым возвышенными устремлениями, восторженным и открытым к общению ученым мужем предстает он на портрете Левицкого.
Художник сам близко общался с тем же кругом поэтов-просветителей, поэтому Храповицкий был ему духовно близок. Эта дружеская симпатия верно передана в портрете. Мастер максимально приближает модель к зрителю. Внимание художника сконцентрировано на лице. Открытый и смелый взгляд как бы приглашает к диалогу. Левицкий изображает губы слегка полуоткрытыми. От этого они кажутся живыми, словно модель готова поприветствовать своего собеседника. К этому приему художник часто прибегает и в других портретах. Распахнутый кафтан и динамичный разворот фигуры придают изображению живость и естественность.
Тонкий ум и расторопность позволили А. Храповицкому добиться немалых успехов на служебном поприще. С 1782 по 1793 он занимал пост статс-секретаря и входил в число приближенных Екатерины II. Императрица советовалась с ним по самым разным экономическим вопросам. Но гораздо чаще обсуждение касалось литературных тем. Храповицкий доставал императрице художественную литературу, вместе с ней писал пьесы для театра. В настоящее время имя А. Храповицкого известно не литературными сочинениями, а «Памятными записками». Это дневник, который он вел с 1782, момента его вступления в должность статс-секретаря и который стал своеобразной летописью конца царствования Екатерины II.
Работа из Третьяковской галереи считается авторским повторением подписного и датированного портрета Храповицкого, хранящегося в Русском музее.