Кипренский Орест (1782-1836)
Дибутада обводит на стене углем профиль своего жениха (Происхождение рисунка)
1824
Размер - 25,4 x 20
Материал - бумага
Техника - итальянский карандаш
Инвентарный номер - Инв.4445/15
Дар Комитета по охране памятников искусства и старины при Совете кооперативных съездов, Москва. 1918
В собрании Третьяковской галереи хранится альбом в красном кожаном переплете с золотым тисненым орнаментом, с бронзовыми застежками по правому краю и бронзовыми украшениями на верхней крышке – в углах четыре розетки, в центре группа из трех амуров, один из которых держит щит с выгравированной монограммой «ОК». Это альбом Ореста Кипренского, выдающегося русского портретиста.
В альбоме находятся рисунки, исполненные художником в Петербурге, когда он на несколько лет вернулся на родину из Италии: портреты, композиции на библейские и мифологические сюжеты, аллегорические изображения.
На этом листе изображена мифологическая сцена на сюжет древнегреческой легенды о происхождении рисунка, живописи и всех изобразительных искусств. Согласно изложению римского писателя Плиния Старшего, дочь работавшего в Коринфе горшечника перед отъездом жениха решила сохранить для себя его облик. При свете лампы она обвела на стене тень от лица юноши.
Многие европейские художники XVIII–XIX веков обращались к этой легенде. В их произведениях героиня получила различные имена – Дибутада, Филия, Кора, Каллирхо. Возможно, не имея много заказов на портреты в первое время по возвращении в Россию, Кипренский собирался писать картину на этот сюжет.