Левицкий изображает свою модель в непринужденной обстановке рабочего кабинета, в просторном домашнем одеянии. Такие изображения, когда модель позировала в домашнем халате, получили название en déshabillé. Они получили особенно широкое распространение в эпоху Просвещения. Образцы подобных работ встречаются в наследии французских (Ж. Дюплесси, А. Лабиль-Гиар, Ж.-А.-Ж. Авед) и английских (Г. Реборн, Дж. Ромни) живописцев XVIII столетия. Левицкий мог познакомиться с данной изобразительной традицией и в России, например, видя находившиеся в Академии художеств портреты И.И. Бецкого кисти А. Рослина (1757, частное собрание) или Л. Геннингера работы А.П. Лосенко (сохранился эскиз, середина 1760-х). Обе работы были написаны в Париже.
Рост заказов на мужские изображения в домашней одежде связан, прежде всего, с ростом популярности уединенного времяпрепровождения в усадьбе. Огромную роль в этом сыграли произведения Д. Дидро и Вольтера, как и образ жизни последнего. Подражая Горацию и Петрарке, Вольтер удалился от суеты светского общества в усадьбу Ферней, чтобы обрести духовную свободу и посвятить себя литературным трудам. Такая позиция имела множество приверженцев, в том числе и в России. Воображать себя философом было модно. Кабинет в усадьбе представлялся храмом бога разума.
Именно таким независимым интеллектуалом-философом мнил себя неизвестный заказчик портрета Левицкого. Художник в данном портрете, как и обычно, «немногословен» в выборе антуража модели. Скульптурный бюст в левом углу полотна является единственным аксессуаром, вероятно, призванным продемонстрировать ту исключительную роль, какую увлечение античностью играло в жизни изображенного молодого человека. Огромное изваяние, контуры которого едва проступают на темном фоне, чуть свысока пристально смотрит на вельможу. Строгие застывшие линии мраморного профиля контрастируют с подвижной фигурой модели портрета. В скульптурном силуэте смутно угадываются очертания бюста Ариадны. Слепок, сделанный с мраморного римского оригинала, датированного II в. до н.э., находится в коллекции ИАХ. Он был хорошо известен Левицкому.
Богатый и изящный туалет изображенного свидетельствует о его рафинированном художественном вкусе. Тончайшее кружево и блеск дорогой шелковой ткани написаны с удивительной материальной достоверностью. Свободный разворот фигуры и раскрытая ладонь руки как бы приглашают зрителя к диалогу. На общение настраивает и внимательный благосклонный взгляд модели. Очень близкое композиционное решение было использовано в портрете Н.А. Львова (Симферопольский художественный музей), который на основании надписи на обороте также приписывается кисти Левицкого.
В настоящее время модель определяется как «неизвестный из семьи Салтыковых» по той причине, что изначально портрет происходил из собрания князей Салтыковых. В разные годы разные исследователи пытались приписать изображенному имя А.Ф. Лабзина, но пока эта версия не получила достаточных доказательств.