Голубкина Анна (1864-1927)
Березка
1927
Размер - 48,5 x 17 x 16
Материал - пластилин
Инвентарный номер - МГ СК-106
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной.1986
Одно из поздних и самых узнаваемых произведений Анны Голубкиной «Березка» запоминается своим стройным силуэтом. В фигуре молодой девушки просматривается трепещущее на ветру деревце, во всем ее облике чувствуется гибкая юность и свежесть. Дробная, словно «трепещущая» поверхность скульптуры красиво сочетается с лаконичностью формы. Название скульптуре случайно придумал посетитель мастерской, но оно так понравилось самой Анне Голубкиной, что закрепилось за работой. Редкая для творчества Анны Голубкиной лиричность стала главным лейтмотивом произведения «Березка». Вспоминается известный в русском песенном фольклоре образ березки, где за наивным рассказом о дереве скрывается судьба юной героини:
«Во поле берёзонька стояла
Во поле кудрявая стояла…».
Годы создания произведения приходятся на последний период творческого подъема скульптора. К сожалению, это всего лишь несколько лет, когда болезнь на время отступила, а жизнь в послереволюционной Москве понемногу наладилась и появилась возможность работать в мастерской.
Замысел «Березки» вынашивался долго, потребовалось множество вариантов и подготовительных этюдов, в фонде музея хранятся графические наброски к этой скульптуре. Это убедительно указывает на увлеченность скульптора рождающимся образом. Известно о нескольких моделях, в воспоминаниях одной из них – М.М. Посниковой-Лосевой, приводятся такие слова скульптора: «Представь себе, что ты идешь против ветра. Голову подними выше».
По сохранившимся вариантам можно наблюдать, как вместе с размером меняется мера условности, уточняются силуэт и детали, определяются основные пластические мотивы. Один из небольших этюдов, выполненный скульптором в пластилине, послужил созданию выразительной миниатюрной статуэтки «Березка» в технике майолики. В Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге находится двухметровая деревянная заготовка к «Березке», что дает основание считать дерево финальным материалом замысла.
Силуэт фигуры этой скульптуры Анны Голубкиной со временем приобрел качество эмблематическое. Неслучайно изображение «Березки» можно встретить на обложках советских книг о Голубкиной.