Мастерское умение возвысить и облагородить быт присутствует в картине Петрова-Водкина «За самоваром». Не поступившись многочисленными конкретными деталями, художник превратил сценку семейного разногласия в гармоничную и светлую картину жизни вдвоем. Эту сложнейшую задачу он решил благодаря умению отнестись к форме и пластике человеческого тела как к совершенной и драгоценной природной форме.
Округлость голов, прозрачная ясность глаз, перламутровый или золотистый блеск кожи, погруженность лиц и фигур в хрустальную атмосферу холодного утреннего света, заливающего мир обыденных, но тоже преображенных предметов, – все это создает особый феномен жанровых картин Петрова-Водкина тех лет. Важную роль в картине играет излюбленный автором глубокий голубой цвет. С удовольствием он демонстрирует и свое феноменальное мастерство в построении сложных отражений.
На протяжении второй половины 1920 – 1930-х годов Петров-Водкин активно осваивал тему изменившейся жизни новой страны и новых людей. В середине 1920-х рабочие с их бытом, спорами, конфликтами привлекали мастера разнообразием характеров. Но гораздо притягательнее для мастера в эту пору были сюжеты, связанные с женственной темой материнства, любви, семьи. Теперь он решает их иначе, чем в более ранних полотнах на те же темы, – менее величаво, но намного теплее, интимнее.