Купальщицы
Патрон шедевра
Сомов Константин (1869-1939)
Купальщицы
1899
Размер - 75,2 x 105,2
Материал - бумага на холсте
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5338
Пост. в 1917 из собр. семьи М.А.Морозова
Сомовские купальщицы не станут эротическим удовольствием для любителя подобных сцен. Потому что меньше всего художник собирался услаждать взгляд зрителя созерцанием обнаженного женского тела. Его милые дачницы, возможно, и войдут в воду, но пока это сделала только одна. Все четыре (включая ребенка) персонажа стали словесным определением жаркого летнего дня, когда прохладу можно найти в тени огромного дерева или в водоеме. Собственно, дерево – воплощение живой богоданной природы, под гостеприимной сенью которого художник развернул незатейливую жанровую сценку.
Покинув Петербургскую Академию осенью 1897 года, художник уехал в Париж. И хотя на лето он обычно возвращался в Россию, это был период серьезного знакомства с европейским, точнее, французским, искусством. Он иногда посещал (как и Евгений Лансере) Академию Каларосси, где много работал над обнаженной натурой, создавая разнообразные этюды и наброски. На какое-то время он увлекается работой в Версале, но это не станет, как у Александра Бенуа, основной темой тех лет. Знакомство с набидами (Боннар, Вьюар, Дени), не сделав его рабом натуры, позволило увидеть банальный окружающий мир пронизанным недосказанными символами.
Весной 1899 года художник вернулся домой вполне сложившимся мастером, а летом пишет «Купальщиц», хотя мотив родился еще в Париже. К этому времени он уже стал членом-учредителем объединения «Мир искусства» и даже создал афишу для их первой выставки. «Купальщицы» – достаточно программное произведение. До Сомова так пейзажи еще не писали. Выбрать столь небанальную точку зрения, увидеть застывшее действо будто с точки зрения пролетавшего мимо эльфа – есть во всем этом нечто гофмановское.
За незатейливостью сюжета скрывается серьезное желание художника конца XIX века уйти от банальной жанровой сценки, а развернуть некую картину мира, с деревом, решенным живописно, но не без декоративных элементов. Энергично затемненная его правая сторона оставляет сквозное пространство центра для того, чтобы погрузить в праздник света и солнца левой стороны. Многообразное по оттенкам зеленое пятно вместе с тенями на траве станет театральным задником для незамысловатого рассказика.