Сомовские купальщицы не станут эротическим удовольствием для любителя подобных сцен. Потому что меньше всего художник собирался услаждать взгляд зрителя созерцанием обнаженного женского тела. Его милые дачницы, возможно, и войдут в воду, но пока это сделала только одна. Все четыре (включая ребенка) персонажа стали словесным определением жаркого летнего дня, когда прохладу можно найти в тени огромного дерева или в водоеме. Собственно, дерево – воплощение живой богоданной природы, под гостеприимной сенью которого художник развернул незатейливую жанровую сценку.
Покинув Петербургскую Академию осенью 1897 года, художник уехал в Париж. И хотя на лето он обычно возвращался в Россию, это был период серьезного знакомства с европейским, точнее, французским, искусством. Он иногда посещал (как и Евгений Лансере) Академию Каларосси, где много работал над обнаженной натурой, создавая разнообразные этюды и наброски. На какое-то время он увлекается работой в Версале, но это не станет, как у Александра Бенуа, основной темой тех лет. Знакомство с набидами (Боннар, Вьюар, Дени), не сделав его рабом натуры, позволило увидеть банальный окружающий мир пронизанным недосказанными символами.
Весной 1899 года художник вернулся домой вполне сложившимся мастером, а летом пишет «Купальщиц», хотя мотив родился еще в Париже. К этому времени он уже стал членом-учредителем объединения «Мир искусства» и даже создал афишу для их первой выставки. «Купальщицы» – достаточно программное произведение. До Сомова так пейзажи еще не писали. Выбрать столь небанальную точку зрения, увидеть застывшее действо будто с точки зрения пролетавшего мимо эльфа – есть во всем этом нечто гофмановское.
За незатейливостью сюжета скрывается серьезное желание художника конца XIX века уйти от банальной жанровой сценки, а развернуть некую картину мира, с деревом, решенным живописно, но не без декоративных элементов. Энергично затемненная его правая сторона оставляет сквозное пространство центра для того, чтобы погрузить в праздник света и солнца левой стороны. Многообразное по оттенкам зеленое пятно вместе с тенями на траве станет театральным задником для незамысловатого рассказика.