Портрет А.Ф. Лабзина в синем кафтане с орденами Св. Владимира и Св. Анны 2-й степени
После 1816
Размер - 75,5 x 62
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5036
Поступило из Московского Публичного и Румянцевского музея. 1925
В своем портретном творчестве Владимир Боровиковский не раз обращался к образу Александра Лабзина – хорошо знакомого и на определенном этапе жизни очень близкого ему человека.
Лабзин представлял собой личность яркую, неординарную, богато одаренную от природы. Он был философом, поэтом, издателем, переводчиком, крупным государственным деятелем. Лабзин всю жизнь занимался самообразованием и, будучи в зрелом возрасте, изучал высшую математику. Наибольшую известность он получил как масон, основатель ложи «Умирающий сфинкс», членами которой были просветитель и издатель Н.И. Новиков, художник Д.Г. Левицкий и сам Боровиковский.
Лабзин был хорошо известен Екатерине II, которой он преподнес собственного сочинения «Торжественную песнь на прибытие в Москву из путешествия в Тавриду». По поручению Павла I он составил «Историю ордена Святого Иоанна Иерусалимского», за что получил звание «историографа» ордена. Как издатель, он основал журнал «Сионский вестник». Помимо множества других государственных должностей, которые исполнял этот незаурядный человек, он был также конференц-секретарем, а затем вице-президентом Петербургской Императорской Академии художеств. Многообразная деятельность Лабзина, его горячность в отстаивании своих взглядов не остались незамеченными. На него был написан донос, после чего его сослали в Симбирскую губернию, где он и прожил, окруженный общим уважением, до своей смерти.
Портрет написан мягко и свободно. Легкой кистью вылеплено моложавое лицо. Образ не дает особенно глубокой характеристики героя, но привлекает своим колоритом – красивыми, темными, густо-синими тонами. Лабзин представлен на портрете с масонскими атрибутами: циркулем – символом объединения «братьев», молотком, которым великий мастер ударяет о стол, и раскрытым Евангелием. Художник изобразил его с орденом Святой Анны второй степени и орденом Святого Владимира.
Есть основания предполагать, что портрет принадлежал самому Лабзину, затем П.Н. Лайкевичу, сыну его воспитанницы С.А. Лайкевич. Картина является вариантом-повторением портрета (около 1809, Государственный Эрмитаж). Оба изображения иконографически связаны с малоформатным изображением (между 1805 и 1809) и миниатюрным оригиналом (1805).