Великий русский художник Карл Павлович Брюллов умело сочетал в своем творчестве академическую выучку с тенденциями романтического направления. Особенно ярко характерный для романтизма интерес к личности проявился в жанре портрета.
Василий Алексеевич Перовский (1794–1857) – видный романтический герой николаевской эпохи. Внебрачный сын графа А.К. Разумовского вел уединенный образ жизни, был великолепно образован, знал несколько иностранных языков. Он также любил музыку, увлекался поэзией, ценил и понимал искусство, коллекционировал древности. «Внутреннее убранство его покоев представляло тип сурового воина и восточного сибарита. Рабочий стол его окружен был рыцарями в стальных латах, и все стены обвешаны мечами, ружьями и пистолетами...» – писал хорошо знавший его государственный деятель К.И. Фишер.
Не по годам мудрый и опытный, Перовский был любимцем женщин и желанным гостем светских мероприятий. Через брата, писателя-мистика Алексея Перовского, он был дружен с лучшими литераторами «золотого» века русской культуры. А.С. Пушкин обращался к нему за помощью в сборе материала по истории бунта Емельяна Пугачёва.
Участник Бородинского сражения, Перовский был в Москве во время пожара 1812 года и едва не погиб в плену у французов. Его военная биография легла в основу романа Г.П. Данилевского «Сожженная Москва». С 1833 по 1842 год Перовский находился в должности губернатора города Оренбурга и командира Отдельного оренбургского корпуса.
В военной форме, на фоне степного пейзажа В.А. Перовского и изобразил К.П. Брюллов. Художник избрал парадный тип портрета в рост. Низкий горизонт и небо с грозовыми облаками подчеркивают героический характер персонажа. Облик Василия Алексеевича романтичен и дерзок одновременно. Величавая поза, строгий взгляд и блистательный наградной мундир демонстрируют внутреннюю организованность и решительность героя. А пышные кудрявые волосы, браво закрученные усы и чувственные губы выдают его страстную романтическую натуру.
Портрет происходит из оренбургского губернаторского дома. Произведение является единственным примером парадного портрета, решенного в героико-романтическом духе. Известен также
поясной портрет В.А. Перовского кисти К.П. Брюллова (1837).