Кипренский Орест (1782-1836)
Тибуртинская Сивилла
1830
Размер - 139,5 x 97
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5096
Поступило из Московского Публичного и Румянцевского музеев. 1925
Картина «Сивилла Тибуртинская» была написана О.А. Кипренским в Неаполе. Полотно, над которым мастер по его собственным словам, работал с энтузиазмом и вдохновением, снискало после его завершения большую известность. По воспоминаниям Н.А. Рамазанова, «в домах, при встречах на улице, в кондитерских, везде только и было разговоров о выставке: и купец и артельщик, попивая чаек в заведении, рассуждали о «тибуртинской Сибилле» Кипренского».
В основу сюжета произведения легло предание о пророчестве, данное римскому императору Октавиану Августу. Правитель решил обратился за советом к Сивилле после того, как Сенат постановил наречь его Богом. В ответ провидица явила на небе образ Богородицы с младенцем Христом на руках, и Октавиан Август отказался от идеи своего обожествления.
Художник представил прорицательницу в момент вдохновения. Правой рукой она держит свиток, левой опирается на жертвенник. В оконном проеме Кипренский изобразил храм Весты и Тивольский водопад, озаренные серебристым лунным светом. Первоначально Кипренский хотел поместить рядом с Сивиллой фигуру ангела со светильником, но потом отказался от этого, сосредоточив внимание на создании одухотворенного образа пророчицы. Сложность освещения — теплое пламя лампады на переднем плане и холодный лунный свет в дверном проеме — придает произведению мистический настрой.
Нельзя не отметить, что Кипренский на протяжении всего творческого пути искал новые средства выразительности, которые наиболее полно отражали бы содержание его работ. В то же время стремление к технической цветовой и световой сложности, характерное в ряде случаев для академического романтизма, привнесло в картину «Сивилла Тибуртинская» оттенок «нарочитости» и театрализованной эффектности.
В конце 1830-ых годов произведение было приобретено известным государственным деятелем, меценатом Ф.И. Прянишниковым, собрание картин которого в 1867 году пополнило Московский Румянцевский музей.