Портрет можно отнести к камерным по интимному характеру изображения модели – без обстановки и аксессуаров. Однако ему присущи черты монументальности, свойственной стилю художника в целом.
Один из лучших представителей русской академической школы, Иванов создает строгий и возвышенный образ, полноценный по своим художественным качествам, несмотря на незавершенность живописной проработки деталей. Молодая женщина сидит в фас, чуть откинувшись на спинку красного кресла. Ее светлое платье лишь слегка прописано белилами и пройдено коричневато-серыми мазками, намечающими форму и складки одежды. Жест красивых рук, с легким прикосновением к лицу, задумчивый взгляд больших, выразительных глаз передают состояние отрешенности, но без налета сентиментальной эмоциональности. Выверенная композиционная структура полотна и убедительность пластической формы свидетельствуют о многолетнем и глубоком изучении Ивановым античной скульптуры. Темно-зеленый фон, геометризм прямоугольной спинки кресла, четкий абрис женской фигуры и строгий линейный рисунок кистью, выявляющий правильные черты лица, создают цельный художественный образ.
На полотне изображена хозяйка квартиры, где Иванов жил в Риме вместе с братом Сергеем, архитектором и пенсионером Академии художеств. Возможно, портрет предназначался в подарок семейству Виттории – родственникам или мужу Лодовико, но остался неоконченным.
Художник редко писал портреты, сосредоточившись на исторической живописи и создании картины
«Явление Христа народу», работа над которой продолжалась в течение 20 лет. Портрет, созданный в последний период творчества Иванова, проникнут духом классической гармонии, тайну которой он постигал в искусстве старых мастеров. Два подготовительных рисунка к портрету Виттории Марини, выполненные итальянским карандашом, находятся в собрании Третьяковской галереи.