Живописец, художественный критик и общественный деятель Иван Крамской был представителем русского реализма периода его расцвета – 1860–1880-х годов. Он стал руководителем и идейным наставником Товарищества передвижных художественных выставок. Это сообщество художников-единомышленников во многом определило основные пути развития отечественного искусства во второй половине XIX века.
«Букет цветов. Флоксы» – чуть ли не единственный пример натюрморта в творчестве Крамского. Он работал над бытовыми сценами и философско-религиозными сюжетами, но бóльшую часть творческих сил и таланта отдавал портретному искусству.
Даже натюрморт с цветами – своеобразный портрет флоксов. Он написан с удивительной живописной свободой и легкостью, в нем чувствуется свежесть непосредственного восприятия. Богатая палитра пышных соцветий белого, розового, малинового, вишневого, сиреневого и фиолетового создает радостное и торжественное настроение. Сочные зеленые листья плотным кольцом окружают и поддерживают это цветочное облако снизу. Синяя кобальтовая ваза смотрится как устойчивый постамент для пластически объемного букета. Направленный источник света расположен слева. Он эффектно освещает предметы, отбрасывая ярко-голубые блики, которые подчеркивают глянцевую фактуру вазона. Натюрморт занимает почти всё живописное пространство, главенствует в нем, оставляя небольшое место для нейтрального фона и едва намеченного круглого стола.
Флоксы – одни из самых выносливых и неприхотливых садовых растений с устойчивым запахом. Под кистью Крамского свежесрезанный букет из флоксов выглядит как праздничная цветочная композиция, напоминая слова Иоанна Кронштадтского: «Цветы – остатки рая на земле».
П.М. Третьяков приобрел картину с посмертной выставки художника в 1887 году.