Картина относится к позднему периоду творчества художника. Писавший в юности православные иконы, в последние годы жизни Боровиковский исполнил немало религиозных образов, близких к католической традиции. Художника отличала глубокая набожность. Он начинал работу над картинами с молитвы, интересовался трудами православных и католических богословов. В это время живописец был связан с сектой Е.Ф. Татариновой, адепты которой тяготели к практике духовного экстаза. Его религиозные картины проникнуты личным мистическим мироощущением, стремлением к духовному самосовершенствованию.
Обращаясь к образу Богоматери, Боровиковский создает камерное изображение, напоминающее его женские портреты. Вместо нимбов Богоматерь с Христом окружены ореолами сияния, напоминающими тени и дымку зелени в его светских полотнах. Фигуры Матери и Ребенка вплотную приближены к зрителю – кажется, что ноги Христа выходят из пространства картины. Добиваясь этого эффекта, любимого современниками, художник пишет их особенно массивными, одновременно подчеркивая материальную природу тела Иисуса. Земная конкретность образа приближает Деву Марию к предстоящему перед ней в молитве человеку. Живопись исполнена на медной доске; этот материал придает особенную гладкость красочной фактуре, усиливает реалистичность изображения.
Вместе с тем художник отдает дань традиционной иконографии Марии в красно-синем одеянии и мафории, эстетике Мурильо и других старых мастеров. В картине прослеживается христианская символика. К теме грядущей жертвы Христа отсылают распятие и голова младенца – золотое украшение хитона Богоматери. Яблоко с зеленым листом в руках Иисуса символизирует Его миссию спасителя человечества от греха и его последствий – смерти и ада.
«Богоматерь с младенцем» происходит из собрания реставратора Анны Кондратьевны Крайтор, сестры Ивана Крайтора, неоднократно занимавшегося реставрацией произведений Боровиковского. Как правило, медные образа предназначались для иконостасов. На медной доске такого же размера исполнен Боровиковским и находившийся в том же собрании образ «Христос со сферой» (1820-е). Общность стилистики, нейтральный светлый фон, сходный масштаб, объединяющие обе работы, позволяют определить их как части единого ансамбля иконостаса.