Голубкина Анна (1864-1927)
Птицы
1910
Размер - 31 x 24 x 19
Материал - гипс тонированный
Инвентарный номер - МГ СК-73
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной.1986
Композиция Анны Голубкиной, изображающая летящих птиц с лицами людей, насчитывает семь персонажей. Но есть и вторая группа, где изображены только две птицы. Такое количество имеет особый смысл. Если присмотреться, можно разглядеть, что лики у птиц разные, и не только внешне. Без сомнения, они изображают героев с разными характерами, разными темпераментами. Основные зримые выражения темпераментов были определены еще в Античности, и затем тема активно развивалась в искусстве, достаточно вспомнить такие произведения, как «Четыре евангелиста» (1526) А. Дюрера или «Пьеро и Арлекин» (1888) П. Сезанна.
Несмотря на малые размеры группы, Анна Голубкина также изобразила два противоположных склада личности, два лада: мажор и минор. Композицию Голубкиной, опираясь на образное пространство фольклора, можно понять и как изображение двух сказочных птиц: Радости и Печали – Сирина и Алконоста. На эту же тему написана известная картина Виктора Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» (1896). Но возможно и другое истолкование композиции, которую можно приложить к строкам поэмы Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст», хорошо известную А.С. Голубкиной:
… две души живут во мне,
И обе не в ладах друг с другом.
Одна, как страсть любви, пылка
И жадно льнет к земле всецело,
Другая вся за облака
Так и рванулась бы из тела».
Две птицы – это две стороны души, которые художница видела и в себе. Действительно, ей с юности были свойственны и мучительные сомнения, и стойкость в поисках своего пути в искусстве. Похожую противоречивость душевного склада воплотила Голубкина в портрете Андрея Белого (1907, Третьяковская галерея).
В 1932 году композиция была передана в дар государству родственниками А.С. Голубкиной и вошла в собрание мемориального музея-мастерской. После закрытия музея в 1952 году оказалась в Государственном Русском музее. В 1976 году музей-мастерская был воссоздан, и произведение вернулось в скульптурную студию. В 1986 году фонды мемориального музея вошли в состав Третьяковской галереи.