Эта незатейливая небольшая картинка 19-летнего учащегося
Московского училища живописи, ваяния и зодчества Алексея Кравченко была удостоена премии Исаака Левитана (а у 18-летнего Левитана в свое время картину
«Осенний день. Сокольники» с ученической выставки купил П.М. Третьяков). Возможно, для Алексея это был творческий аванс, но способности юноши оценили еще в 1904 году, когда он поступал в училище: из трехсот претендентов приняли одиннадцать.
Картина чуть логически жестковатая: вот свет, вот тень. Возможно, ясность художественного мышления он почерпнул у преподававшего в Училище В.А. Серова (впрочем, у таких педагогов, как К.А. Коровин, Е.А. Архипов и В.М. Васнецов, тоже было чему поучиться), но в еще большей степени усвоил это в Мюнхене, где посещал Школу Шимона Холлоши. Там он оказался в связи с временным закрытием всех учебных заведений России (реакция правительства на события 9 января). Напряженные занятия у вдумчивого педагога, его умелое руководство, знакомство в Мюнхенской пинакотеке с работами старых мастеров – все это заложило у Алексея Кравченко культуру твердого безукоризненного рисунка. К.С. Петров-Водкин как-то заметил, что Мюнхен оказался окопом между Россией и Парижем. Из русских художников у Холлоши учились Владимир Фаворский, Борис Терновец, Константин Истомин и многие другие.
Натурный этюд «В уральской деревне» (1908), написанный в традициях Союза русских художников (бессобытийность и идиллическая тишина), демонстрирует точный глаз в решении цветовой нюансировки живописи. Разновеликие доски забора и крыши разнообразны по цвету, хотя между ними существует определенная тональная гармония. Не обошлось без яркого, хотя и небольшого цветового пятна: некоторую монотонность всех оттенков охры художник оживляет красными и синими пятнами одежды, висящей на веревке у дома.
Трудно поверить, что начавший свой путь в искусстве как живописец, Кравченко с годами проявит себя как великолепный гравер.