Голубкина Анна (1864-1927)
Автопортрет
Вторая половина 1890-х
Размер - 31,6 x 24,9
Материал - бумага
Техника - карандаш, уголь
Инвентарный номер - МГ Р-109
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной.1986
Прижизненные портреты А.С. Голубкиной не известны исследователям творчества художницы. Она отказывалась от предложений В.А. Серова, В.М. Нестерова, Н.П. Ульянова. «Я просил Голубкину разрешить мне сделать слепок ее головы. Она наотрез отказала, говоря, что ее работы еще что-нибудь и принесут окружающим, а я сама никакого же интереса не представляю», – вспоминал скульптор С.Р. Надольский.
В советское время многие авторы, ценившие вклад Анны Семёновны в развитие русской пластики, не раз обращались к образу скульптора. Одна из них – Евгения Михайловна Коварская, ученица Анны Семёновны во ВХУТЕМАСе в 1918–1922 годах. Во время студенческих лет она занималась в скульптурной мастерской у Анны Семёновны. Художница вспоминала, что всю жизнь пользовалась профессиональными рекомендациями учителя и высоко ценила их. В неменьшей степени Голубкина поразила ее как человек: «Впечатление было такое, что мы разговаривали не с мастером, а таким же студентом, как и мы сами. В этом сказалась ее доброта, горячее сердце, а это никогда нельзя забыть».
Исполненная благодарности, в 1950-е годы Евгения Михайловна задумала сделать портрет Анны Семёновны. В поисках прижизненных фотографий она обратилась к племяннице мастера Вере Николаевне Голубкиной. Неожиданно обнаружилось, что у нее сохранился единственный автопортрет Анны Семёновны, который Вера Николаевна подарила бывшей ученице Голубкиной.
«Автопортрет» выполнен вначале карандашом и после закончен углем. Голубкина избегает проработки глаз, затеняет их. Она изображает себя с опущенным взглядом, словно боясь раскрыть глубоко затаенные эмоции. На обороте единственного сохранившегося автопортрета – два рисунка обнаженной модели. Возраст Анны Семёновны на автопортрете и наброски натурщиц позволяют предположить, что эти изображения были созданы в Париже в 1897–1899 годах, когда скульптор занималась в Академии Филиппо Коларосси во время второй поездки в столицу Франции.
В 1986 году Евгения Михайловна Коварская преподнесла произведение в дар Музею-мастерской А.С. Голубкиной, который в том же году был присоединен к Третьяковской галерее.