Похитонов Иван (1850-1923)
Прачки
1894
Размер - 17,3 x 21,2
Материал - дерево
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1855
Дар П.М. Третьякова. 1895
В 1890-е годы в творчестве Похитонова, признанного мастера картин чрезвычайно малых размеров, способных при этом вместить огромные световоздушные пространства, все чаще встречаются жанровые мотивы, в которых представлены более крупные фигуры персонажей и, как следствие, их лица, позы, жесты более явственные. Можно распознать характер занятий изображенных в картине людей, переживаемые ими эмоции. Эти новые свойства дают дополнительное ощущение жизненности, достоверности изображенной сцены.
В картине «Прачки» молодые женщины-работницы остановились для короткой беседы в минуту небольшой передышки. Действие происходит на дороге, залитой ярким солнцем в пору ранней осени. Женские фигуры как будто слиты с окружающей природой. Они стали неотъемлемой ее частью, что подчеркивается цветом их одежд, их позами, словно повторяющими изгибы деревьев. В картине можно не только разглядеть лица молодых женщин, но понять характер их беседы по их позам, по раздраженно-нервному лицу прачки, везущей в тачке белье.
Бельгийский исследователь Эмиль Витмер, один из первых биографов художника, писал о его произведениях 1880–1890-х годов: «Его глаз, поразительно точный, неутомимо вглядывается в детали, с терпеливой наивностью и неизбывной любовью к истине. Отображение природы у него столь точно, что она словно схвачена живьем. Его стиль, наивно искренний, с отточенной техникой, правдиво достоверный, уже тогда был основан, прежде всего, на безыскусности, естественности и физиогномической точности».