Салахов Таир (1928-2021)
Женщины Апшерона
1967
Размер - 265 x 265
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-788
Пост. в 1969 ; приобр. у автора.
Для российско-азербайджанского художника Таира Салахова тема нефтедобычи, труда нефтяников и рыбаков Каспия прошла через все его творчество.
В конце 1960-х он создал монументальное полотно на современную тему, которое посвятил не рыбакам и нефтяникам, людям героических и сугубо мужских профессий, связанных с постоянным риском для жизни, а их близким – женам, матерям, сестрам и дочерям. Вся их жизнь проходит в долгой разлуке с мужьями, отцами и братьями, в тревожном ожидании и неизбывной надежде на счастливое возвращение. Судьбы многих поколений таких женщин легли в основу собирательного образа, которому художник дал название «Женщины Апшерона».
На картине Таира Салахова женщины – состарившиеся, молодые и даже девочка-подросток – плотной группой застыли в ожидании на морском берегу, либо полуобращенные к морю, либо отвернувшиеся от него. Лишь одна из них всматривается в морскую даль, обозначенную извивающейся полосой прибоя у самого края картины. Они стоят близко друг к другу, но между ними ничего не происходит, каждая замкнулась в себе, ушла в свои переживания. Однако есть нечто, что их связывает и объединяет, – это страх за ушедших в море, общая затаенная боль, которая прорывается наружу в прямом взгляде еще не старой женщины с худым выразительным лицом, обрамленным широкими седыми прядями.
Серо-коричневые песчаные дюны за фигурами закрывают горизонт, уплощают пространство, в котором не остается места мелочам и деталям, повседневная жизнь словно отступает, и кажется, что время замедляет ход. Ожидание апшеронских женщин не укладывается в границы определенного времени – это длящееся состояние, константа их жизни, проходящая через детство, молодость, зрелость. На неизбежность судьбы намекает фигурка маленького мальчика, мастерящего бумажный кораблик и мечтающего повторить судьбу дедов, отцов и братьев… Реальное и идеальное, трагическое и обыденное, сиюминутное и неизбежное слились в образах апшеронских женщин, превратив их в одно из воплощений вечного женского образа.